Автопортрет с Саскией на коленях. Рембрандт. 1634 г.

Автопортрет с Саскией на коленях. Рембрандт. 1634 г.

Высшие достижения голландского искусства связаны почти всецело с живописью.

Ни в одной из европейских стран живопись не знала столь быстрого подъёма и такого широкого распространения.

На протяжении всего лишь полувека в Голландии появляется множество живописцев, причём действительно выдающиеся мастера насчитываются десятками.

Профессия живописца становится одной из самых распространённых; картины приобретают не только богатые меценаты, но и мелкие бюргеры, ремесленники, даже зажиточные крестьяне.

Обилие картин обусловило их крайнюю дешевизну; ими торговали повсюду — на специальных аукционах, через торговых посредников, даже на сельских ярмарках.

Если в других странах художник зависел от придворных и церковных заказов или пользовался покровительством знатных меценатов, то голландский живописец работал на рынок, являясь по существу таким же продавцом своего товара, как купец или ремесленник.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Рыночный спрос определял зависимость художника от буржуазного общества: те из голландских живописцев, которые имели смелость выступить наперекор господствовавшим вкусам, были обречены на забвение и нищету.

Буржуазно-республиканский строй Голландии и кальвинистская реформа определяли некоторые особенности голландской живописи.

В отличие от других национальных художественных школ Голландия не знала придворного искусства; редки были в Голландии и церковные заказы.

Кальвинистская церковь не вмешивалась в вопросы искусства, религиозная тема не занимала поэтому в голландском искусстве большого места, и — что ещё важнее — голландский художник, не связанный церковной догматикой, был сравнительно свободен в трактовке религиозных сюжетов.

Голландская живопись XVII в. представляет собой важный этап в развитии мирового искусства.

Громадное большинство голландских живописцев отходит от .идеализированных образов и обращается непосредственно к самой жизни, к натуре.

Реальный человек в его жизненном окружении — таково содержание их искусства.

Мировосприятие голландского живописца прекрасно передают слова величайшего из живописцев Голландии Рембрандта: «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди —всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас. В отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, найдёшь жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого».

В целом история голландской живописи XVII в. делится на три основных этапа: период формирования — до 1640 г.; период расцвета — 1640—1670 гг.; после 1670 г.— быстро нарастающий упадок.