В противоположность высокому подъему литературного и музыкального творчества, изобразительные искусства и архитектура Германии оставались в XIX в. на втором плане и не выдвинули мастеров мирового значения.

В живописи господствовали сухие и безжизненные академические принципы, окрасившие безнадежно скучной рутиной творения как художников-классицистов (Карстенс и др.), так и реакционно настроенных романтиков (Овербек, Корнелиус, Шнорр фон Карольсфельд и др.), работавших подолгу в Италии, а с течением времени ставших столпами академической живописи.

Исключением были немногие Портреты Ф. О. Рунге и некоторые пейзажи К. Д. Фридриха.

В 30—40-о годы появился сентиментальный романтизм художников стиля «Бидермейер», воспевавших уже но средневековых рыцарей, а мирный уют провинциального буржуазного существования.

Лишь в середине века немецкую живопись обогатил крупный художник с широким художественным кругозором—Адольф фон Менцель (1815— 1905).

В своих реалистических пейзажах и жанровых сценах он дал верную картину немецкой природы и разнообразное отражение немецкой жизни, хотя и не смог преодолеть тенденции к идеализации ее прошлого и настоящего.

Скульпторы (Шадов, Раух) и архитекторы (Шинкель, Кленце) Германии XIX в долго придерживались традиционных, существовавших еще с XVIII столетия форм холодного и бесстрастного классицизма, отдавая дань широко распространенным консервативным вкусам, особенно усердно насаждавшимся монархическими властями.