После 1870 г. в Бельгии начинается общественный подъем, затронувший и литературу.

Возникает несколько новых журналов, среди которых особое значение приобретает «Молодое обозрение» — орган литературного объединения «Молодая Бельгия».

В эти годы бельгийская литература развивается под сильным воздействием французской, в тесном общении с ее отдельными представителями. Ряд бельгийских писателей выходит на общеевропейскую арену и начинает оказывать заметное влияние на другие литературы.

Наиболее значительным писателем-натуралистом Бельгии был Камилл Лемонье. В отличие от французских натуралистов он уделяет меньше внимания научным открытиям, развитию техники. Рисуя будни капиталистического города (романы «Смерть», «Конец буржуа» и др.), изображая различных его представителей, писатель противопоставляет испорченности городской цивилизации своеобразную сельскую идиллию — простой труд и непритязательную жизнь крестьян.

Положительные герои Лемонье — это чаще всего люди, привязанные к земле, к природе, либо деклассированные городские элементы, которым глубоко враждебна городская цивилизация (роман «Адам и Ева», «В прохладных недрах леса» и др.). С сочувствием относится писатель и к старой родовой аристократии, разоряемой капитализмом.

Символизм был представлен в Бельгии творчеством Роденбаха и Метерлинка.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Роденбах в своих стихах (сборник «Царство молчания») и романах («Мертвый Брюгге», «Выше жизни») варьирует одну и ту же тему: это судьба города Брюгге, когда-то богатого и могущественного, а теперь пришедшего в упадок и запустение. Капиталистическому миру Роденбах противопоставляет тихий, но колоритный и поэтический мир узких улочек, готических арок, стрельчатых сводов.

Подобно одному из своих героев — архитектору Борлюту,— писатель стремится реставрировать, вернуть давно ушедшее прошлое. Герои Роденбаха ищут прибежища в искусстве, но находят его в конце концов в религии; многие произведения Роденбаха окрашены католицизмом. В его романах преобладает лирический элемент, в них почти нет напряженной борьбы персонажей, они бедны действием, статичны.

В творчестве Мориса Метерлинка основное место занимает драматургия. В соответствии с теорией символизма об «особом» видении мира, о сообщаемых символах, не выраженных материально, Метерлинк создает теорию двух видов драматического диалога — внешнего и внутреннего, подчеркивая примат второго.

В ранних пьесах Метерлинка («Слепые», «Непрошеная», «Там внутри» и т. д.) очень мало действия, судьбы героев определяет высшая сила, люди слепы, они не понимают велений Рока, и только некоторые из них (старики, дети) могут постичь сокровенный смысл простых событий. Большинство пьес этого цикла посвящено Смерти, равнодушной и беспощадной. Позднее Метерлинк постепенно отказывается от этой мрачной философии и приближает свое творчество к реальным проблемам жизни.

Он делает своих героев более активными борцами за счастье («Ариадна и синяя борода», «Монна Ванна»). Писатель воспевает мужественных людей, смело отправляющихся на поиски истины («Синяя птица»).

В известной близости к символизму стоит творчество крупнейшего бельгийского поэта Эмиля Верхарна. Но в целом оно носит реалистический характер. Стихи Вер-харна рисуют быт современной и старой Фландрии («Фламандские картины»). Тема многих его сборников — разорение фламандской деревни капитализмом.

В своих лучших произведениях («Города — спруты» и «Мятежные силы») Верхарн изображает чудовищную силу города, его мрачную мощь. Но поэт видит в городе и новую силу — рабочих, создает великолепные образы тружеников.

Решающий поворот Верхарн совершил в тот период, когда примкнул к социалистическому рабочему движению. Разорение деревни осознается им в это время более четко, как социальный процесс.

Под влиянием социалистических идей поэт создает свою лучшую лирическую драму «Зори» (1898 г.), воспевающую единство рабочего класса.