Проповедником передовых идей итальянской натурфилософии был также Лючилио Ванини (1585—1619).

Подобно Бруно, он отрёкся от духовного звания и вёл жизнь странствующего учителя мудрости.

Сначала Ванини придерживался обычной для философии эпохи Возрождения пантеистической формы, но в дальнейшем его взгляды меняются и приобретают более откровенный материалистический характер.

Следуя за Бруно в его учении о живом, творческом характере природы, Ванини уделяет больше внимания физическим условиям жизни человека.

Он говорит о роли питания, климата, наследственности, как о фактах, от которых зависит общее развитие человека, в том числе и духовное его развитие.

Полемика Ванини против христианства носит более резкий характер.

Живя во Франции, он вошёл в тесную связь с атеистическими кружками дворянской молодёжи и сам оказал известное влияние на эту среду.

Между тем в начале XVII в. внешние условия для пропаганды атеизма изменились. Во Франции началась полоса религиозных преследований.

Одной из первых жертв церковной реакции стал Лючилио Ванини.

Обвинённый тулузским парламентом в безбожии, он пытался скрыть свои действительные взгляды, но перед смертью проявил высокое мужество и отказался от покаяния.

Ванини был сожжён, после того как ему предварительно вырвало язык.

Этими драматическими событиями заканчивается история итальянской философии эпохи Возрождения.

Если в силу исторических условий материализм этой эпохи носит непоследовательный характер, то, с другой стороны, передовое научное мировоззрение выступает здесь против средневековых идей с такой свежестью и героическим энтузиазмом, с такой широтой и прозрением в будущее, что наследие этой эпохи всегда останется одной из самых ярких страниц в истории человеческого мышления.