Секейский крестьянин. Венгерская миниатюра 1600 г.

Секейский крестьянин. Венгерская миниатюра 1600 г.

После разгрома крестьянской войны 1514 г. в Венгрии в течение более 10 лет продолжались выступления крестьянства отдельных местностей.

В 1526 г. началось восстание венгерских, молдавских, валашских и сербских крестьян под руководством Ивана Чёрного. Восстание охватило большую территорию и было подавлено только в июле 1527 г.

Напуганные восстанием, феодалы приняли на государственном, собрании 1527 г. закон о создании в каждом комитате особого дворянского суда для расправы над «ворами, разбойниками, поджигателями, убийцами и другими подобными им злоумышленниками» (так дворянство именовало выступавших против феодальной эксплуатации крестьян).

В течение апреля и мая 1562 г. в Трансильвании происходило крупное восстание секейских крестьян под руководством Дьёрдя Надя. По свидетельству хрониста, в войске секеев насчитывалось около 60 тыс. вооружённых всадников и пехотинцев.

Трансильванскому князю Яношу Жигмонду удалось в конце мая 1562 г. подавить восстание, использовав предательство секейских дворян, временно примкнувших к нему.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Руководители восстания, в том числе и Дьёрдь Надь, были казнены в городе Сегешваре (Сигишоаре), и в том же году государственное собрание Трансильвании объявило секейских крестьян государственными крепостными.

В конце 60— начале 70-х годов XVI в. происходит ряд новых восстаний крестьян, наиболее крупные из них — на Тисской равнине и в Хорватии. Сохранились свидетельства о распространении радикальных реформационных учений, становившихся во время крестьянских восстаний идеологией восставших масс.

Ещё в конце 50-х годов XVI в. в Трансильвании и в восточных комитатах Венгрии получают распространение анабаптизм и антитринитаризм (отрицание троичности бога); проповедниками этих учений выступают Гашпар Хелтаи, Ференц Давид и Матьяш Хеблер. Их устная (путём диспутов) и печатная проповедь (Ференц Давид, например, в конце 60— начале 70-х годов выпустил около 10 книг) находила благоприятную почву среди крестьянства, которое принимало их как выражение протеста против социального гнёта.

Понимая опасность распространения этой ереси, католическое духовенство ещё в 1558 г. добивалось осуждения и сожжения Хелтаи, Давида и Хеблера. Вспыхнувшее в 1569 г. в районе Дебрецена крестьянское восстание под руководством Дьёрдя Карачоньи проходило под лозунгом борьбы за принципы анабаптизма и антитринитаризма.

В 1570 г. 10-тысячная армия Карачоньи была рассеяна венгерскими феодалами и турками. Однако учения представителей левого крыла Реформации широко распространялись в Венгрии и Трансильвании и после этого восстания.

Вторым крупным восстанием 70-х годов XVI в. было восстание хорватских и словенских крестьян под руководством Матии Губеца. Доведённые до отчаяния произвольными действиями феодалов, крестьяне обратились сначала с жалобой к королю, но безуспешно.

После этого, в 1572 г., началось восстание, охватившее районы Загреба и Варашда; центром его стало Загорье. Поддержку восставшие нашли у крестьян областей в долине Савы, а также у словен Каринтии и Штирий.

К началу февраля 1573 г. в рядах восставших насчитывалось около 20 тыс. крестьян, которые, собравшись у Штубицьг, объявили Губеца «крестьянским королём».

Восставшие требовали уравнения в правах крестьян и господ, ликвидации власти феодалов, уничтожения барщины и десятины, раздела дворянских имений между крестьянами.

17 февраля 1573 г. потерпел поражение у Штубицы главный отряд Губеца. Сам же он был взят в плен и Подвергнут мучительной казни. Поражению восстания способствовало разделение крестьянского войска: на ряд мелких самостоятельных отрядов.

В XVII в. антифеодальная борьба крестьян Венгрии и Трансильвании продолжалась. Осенью 1631 г. восстали венгерские и словацкие крестьяне в Токае (Хедьялья). Причиной восстания было увеличение барщины местными феодалами. Восставшие выдвинули из своей среды руководителя — Петера Часара.

Веря в возможность мирного соглашения с господами и надеясь — на помощь императора, Петер Часар с другими руководителями крестьян отправился в город Кошице для переговоров с дворянами. Там они были схвачены, подвергнуты пыткам и убиты.

После этого восстание вспыхнуло с новой силой и охватило, кроме венгерских комитатов, значительную территорию Словакии и Закарпатской Украины. Однако восставшие действовали разрозненно и вскоре были вынуждены сложить оружие.

В начале 50-х годов XVII в. восстали хорватские и венгерские крестьяне в районе Загреба. Это восстание было подавлено лишь в 1659 г.

С восстаниями крепостных крестьян в XVII в. сливалась борьба горнорабочих Трансильвании и Словакии. В 1637 и 1659 гг. выступали работавшие в рудниках крестьяне посёлка Тороцко (Трансильвания), которые боролись против стремления владельцев рудников свести их на положение крепостных.

Крестьяне применяли и пассивные формы борьбы, из них наиболее распространённой формой в этот период являлось бегство крестьян. Так, например, в 1625 г. в одном имении графа Чаки на каждые 100 крепостных приходилось 20, а в 1657 г.— 17 беглых.

Почти каждое государственное собрание XVI—XVII вв. принимало законы, направленные против беглых крестьян. Опасаясь потери рабочих рук, венгерские дворяне добиваются у Максимилиана II в 1574 г. запрещения дворянам Австрии и Чехии принимать беглых крестьян из Венгрии.

Беглые крестьяне, поселившиеся на восточных границах Венгрии, основывали здесь гайдуцкие посёлки. Отряды вольных гайдуков, как их именуют законы второй половины XVI в., громили помещичьи усадьбы.

Гайдуки не признавали дворянских властей и не платили государственных налогов. В гайдуцкие посёлки шёл постоянный приток беглых крестьян.

В 1604—1606 гг. отряды гайдуков были приняты на службу трансильванским князем Иштваном Бочкаи, который привлекал их для борьбы с Габсбургами и дал их посёлкам ряд привилегий, в частности узаконил освобождение гайдуков от налогов.