Завтрак. Веласкез. Около 1617 г.

Завтрак. Веласкез. Около 1617 г.

Величайший испанский художник Диего де Сильва Веласкес (1599—1660) до конца жизни оставался придворным живописцем Филиппа IV.

В отличие от других испанских художников Веласкес был далёк от религиозной живописи; он писал жанровые картины и портреты.

Ранние его произведения — сцены из народной жизни.

С этим жанром связаны в известном отношении и мифологические сцены Веласкеса «Вакх» (1628 г.) Кузница Вулкана» (1630 г.).

В картине «Вакх» (иначе — «Пьяницы») бог вина и винограда похож на крестьянского парня и окружён грубоватыми крестьянами, одного из которых он венчает цветами.

В «Кузнице Вулкана» Аполлон появляется среди полуголых кузнецов, бросивших работу и c изумлением взирающих на него.

Веласкес добился удивительной естественности в изображении народных типов и сцен.

Свидетельством полной зрелости художника была его знаменитая картина «Взятие Бреды» (1634—1635 гг.) — праздничная военная сцена с глубоко продуманной композицией и тонкой психологической трактовкой лиц.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Веласкес — один из величайших портретистов мира. Его работы отмечены правдивым психологическим анализом, часто беспощадным.

К числу лучших его произведений относится портрет знаменитого фаворита испанского короля — герцога Оливареса (1638—1641 гг.), папы Иннокентия X (1650 г.) и др.

На портретах Веласкеса члены королевского дома представлены в позах, полных важности, торжественности и величия. Но показное величие не может скрыть того, что эти люди отмечены печатью вырождения.

Особую группу портретов Веласкеса составляют изображения шутов и уродцев.

Интерес к таким персонажам характерен для испанских художников этой эпохи.

Но Веласкес умеет показать, что уродство так же принадлежит человечеству, как и красота.

Скорбь и глубокая человечность часть светятся в глазах его карликов и шутов.

Особое место в творчестве Веласкеса занимает картина «Пряхи» (1657 г.), изображающая королевскую мануфактуру по выделке гобеленов.

На первом плане видны женщины-работницы; они мотают шерсть, прядут, носят корзины. Их позы отливаются свободной непринуждённостью, движения сильны и прекрасны.

Этой группе противопоставлены нарядные дамы, осматривающие мануфактуру, очень похожие на тех, которые вытканы на гобеленах.

Солнечный свет, проникающий в рабочее помещение, накладывает на всё свой весёлый отпечаток, вносит поэзию в эту картину обыденной жизни.

Живопись Веласкеса свободными красочными мазками передаёт движение формы, рвет и прозрачность воздуха.

Самым выдающимся из учеников Веласкеса был Бартоломе Эстебан Мурильо (1617—1682).

Его ранние произведения изображают сцены с уличными мальчишками, которые свободно и непринуждённо разместились на грязной улице города, чувствуя себя в своих лохмотьях настоящими господами.

Религиозная живопись Мурильо отмечена чертами сентиментальности и свидетельствует о начинающемся упадке великой испанской школы.