Одновременно с политическими учениями развивается и экономическая наука.

Важное значение имеет деятельность Вильяма Петти (1623—1687), который, опираясь на достижения английской материалистической философии, применяет в исследованиях по политической экономии методы индукции, разработанные Бэконом и Гоббсом.

Петти не ограничивается, подобно меркантилистам, наблюдением над чисто внешней, эмпирической стороной экономических явлений, он стремится исследовать их внутренние закономерности.

Так, например, он опровергает представление меркантилистов, что национальное богатство определяется количеством находящихся в обращении денег, и устанавливает прямую зависимость между количеством обращающихся денежных знаков и величиной товарной массы.

Петти заложил основу теории трудовой стоимости. «Труд, — говорит он, — отец богатства, а земля — его мать».

У Петти намечается также понимание сущности прибавочной стоимости.

Рассматривая заработную плату как минимум средств., необходимый для существования рабочего, т. е. по существу как стоимость рабочей силы, Петти близко подходит к мысли о делении рабочего дня на необходимое и прибавочное время.

Всеобщей формой прибавочной стоимости для него является рента в виде земельной и денежной ренты (процента).

Прибыль как самостоятельная категория ему еще не известна.

Маркс называл Петти отцом буржуазной политической экономии.

Но исторические условия XVII в. наложили свою печать на его экономические взгляды.

Петти еще чуждо требование буржуазных экономистов XVIII в. освободить торговую и промышленную деятельность от всяких стеснений; как и меркантилисты, он признает необходимым вмешательство государственной власти в экономическую жизнь.