Положение Китая, находившегося в центре всего восточноазиатского мира, сила его государственности и высокий уровень культуры обусловили то, что многие крупные события в истории китайского народа находили отзвук в жизни его соседей.

Ближайшими соседями Китая были Тибет, Индо-Китай и Корея, связанные с Китаем самыми тесными историческими узами. Утверждение феодализма в Китае ускорило процесс установления феодальных отношений в этих странах.

С первой половины VII в. в китайской историографии появляются сведения о тибетских племенах, которые населяли непосредственно Тибет. Эти сведения позволяют сделать вывод, что в северных районах Тибета жили главным образом кочевники, а в южных, где были благоприятные условия для земледелия, уже с давних пор обитало сравнительно многочисленное оседлое население.

Состояние исторических источников и к тому же недостаточная степень их изученности делают невозможным сколько-нибудь полное освещение внутреннего строя этого государства. Всё же на основании некоторых данных можно думать, что в Тибете развивались феодальные отношения.

Основателем Тибетского государства считается Сронцзан-гамбо (умер в 650 г.). При Сронцзан-гамбо тибетцы предприняли ряд завоевательных походов на север — на земли племени тогонцев и на запад — в сторону Средней Азии.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Сронцзан-гамбо стремился укрепить своё могущество и путём установления дружественных отношений со своим южным соседом — гималайским княжеством Непал. Связи с Непалом привели к проникновению в Тибет буддизма, а также непальской культуры. Особенно многим обязана Непалу своеобразная архитектура Тибета.

Непальскими мастерами-строителями в конце VII в. был возведён Джокап — первый буддийский монастырь в Тибете. При Сронцзан-гамбо был построен и знаменитый дворец Потала, впоследствии ставший резиденцией далай-ламы.

Через Непал тибетцы установили сношения и с Индией. В 632 г. в Индию было направлено посольство. Главе посольства Тонми Сабода приписывается изобретение тибетского письма, которое он разработал на основе письменности Индии. Появление своей письменности привело к зарождению тибетской литературы, первыми памятниками которой стали переводы буддийских книг, а также исторические произведения.

Сронцзан-гамбо стремился установить дружественные отношения и с Танской империей, направив в 634 г. туда своё посольство. Однако нападения тибетцев па тогоицев, которых Танская империя считала подвластными себе, вызвали столкновения Тибета с Китаем. Но уже в 641 г. был заключён мирный договор.

Установление мирных отношений с империей повлекло за собой проникновение в Тибет китайской культуры. В стране появились китайские земледельческие орудия п ремёсла, стало распространяться китайское образование.

Мирные отношения с Тибетом позволили Танской империи открыть прямой путь в Индию через Тибет и Непал. К этому стремились и некоторые правители Индии. Так, в 641 г. к танскому двору прибыло индийское посольство, а в индийское царство Магадха были направлены китайские посольства (в 643—648 гг.).

Второе из этих посольств имело своим результатом совместную военную экспедицию Тибета и Непала в Индию под предводительством одного из китайских послов— Ван Сюань-цэ. Предлогом послужило нападение на этого посла, совершённое по приказу нового правителя Магадхи — Арджуны.

Арджуна был взят в плен и привезён в танскую столицу. Это событие следует рассматривать, по-видимому, как попытку тибетских феодалов вместе с китайскими вмешаться во внутреннюю борьбу в индийских государствах.

После смерти Сронцзан-гамбо тибетские правители продолжали стремиться к дальнейшему расширению своих владений. Наступление велось одновременно в двух направлениях — в Западный Китай и в Среднюю Азию. Эти походы закончились победой тибетцев. В Средней Азии им покорилась часть тюркских племён, а в Западном Китае тибетцы захватили обширные районы. Во второй половине VII в. Тибетское государство превратилось в крупную силу.

В начале VIII в. тибетские правители вновь попытались восстановить добрые отношения с Китаем. Это было вызвано внутренними осложнениями в Тибетском государстве, где в это время вспыхнуло восстание южных племён. Танское правительство со своей стороны проявило готовность вступить с Тибетом в дружеский союз.

Мирные отношения Тибета с Китаем нарушались и в дальнейшем, так как тибетцы аытались поставить под свой контроль торговые пути из Китая в Среднюю Азию. Но в 730 г. был снова заключён мир, в ознаменование которого на месте переговоров —в пограничном городе Чилинь — был воздвигнут памятник китайско-тибетской дружбы.