Господствующим типом общин в ото время повсюду, кроме наиболее отсталых в социально-экономическом отношении районов, была соседская, сельская община.

Она состояла из группы малых и больших патриархальных семей. Каждая семья обладала наследственной долей пахотной земли и вела на ней самостоятельное хозяйство.

Время от времени пахотная земля переделялась.

Но, по мере того как в общинах росло имущественное неравенство всё больше становилось семейств, стремившихся закрепить свои хозяйственные преимущества, эти переделы становились более редкими.

Каждая сельская община в Индии имела ремесленников и общинных слуг: кузнецов, плотников, гончаров, цирюльников, прачек, сторожей и пастуха.

Они получали от общины содержание в виде определённой доли урожая.

Некоторые категории ремесленников и слуг, кроме того, получали от общины небольшие участки земли и вели на них собственное хозяйство.

Всякая работа, выходившая за пределы обязанностей ремесленников перед общиной, должна была вознаграждаться заказчиком особо.

Однако потребности общинников были столь ограниченны, что они редко нуждались в чём-либо сверх того, что ремесленник делал для них в обычном порядке.

Поэтому у ремесленников не было стимула улучшать примитивные орудия труда и делать свой труд более производительным.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Общинная администрация состояла из сельского старосты и писаря (обычно из брахманской касты).

Староста проводил в жизнь все решения общинного схода, участвовал в разборе тяжб, возникавших между членами общины, выполнял обязанности военного вождя общины, организуя оборону в случае вражеского нападения на неё, защищал интересы общины перед феодалом и отвечал за выполнение общинных повинностей.

Староста и писарь получали содержание от общины гораздо большее, чем ремесленники и слуги.

Община выделяла им также и более значительные участки земли. Староста всегда был из числа крестьян-общинников, поэтому имел, кроме своего служебного наследственного надела (поскольку наследственной была сама эта должность), ещё и обычный иадел в общинном пахотном поле.

Староста, писарь или брахман могли проявлять поэтому большую хозяйственную инициативу, создавать более крупные хозяйства, чем рядовые общинники, и прибегать к эксплуатации труда либо своих же общинников, либо пришельцев.

Так создавалась возможность для превращения представителей сельской администрации (старост и др.) в мелких феодалов.

Об этом свидетельствует эволюция термина тхакур.

Указанный термин, по утверждению индийских исследователей, бывший в VI в. по сути дела одним из наименований старосты, в период развитого феодализма уже превратился в один из феодальных титулов.