Колесница. Воин на коне. Кореец и кореянки. Стенная роспись гробницы VI в.

Колесница. Воин на коне. Кореец и кореянки. Стенная роспись гробницы VI в.

Развитие феодальных отношений в Корее шло медленно в неравномерно в разных частях страны. Оно сопровождалось длительной борьбой трёх государств, существовавших тогда на полуострове,— Когурё, Пэкче и Силла. Борьба трёх корейских царств особенно обострилась на последнем этапе их раздельного существования — с конца VI по конец VII в.

Когурё, образовавшееся в 313 г. из древнего племенного союза, занимало северную часть полуострова и прилегающие части Южной Маньчжурии; Пэкче, возникшее в 346 г.,— юго-западную; Силла, образовавшаяся в 356 г.,— юго-восточную- Северная часть полуострова неоднократно подпадала под власть Китая.

В ней издавна жило довольно многочисленное китайское население, вышедшее из северных областей Китая. Юг полуострова, отделённый от Японии узким проливом, постоянно подвергался набегам японцев, которые в IV в. даже закрепились на южной оконечности полуострова, образовав там своё владение, названное ими Мимана.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Такое положение обусловило давнее и временами весьма заметное участие Китая и Японии в событиях на полуострове.

Раньше, чем в других царствах, феодальные отношения начали развиваться в северном государстве — Когурё.

В китайских источниках указывается, что земля в Когурё была собственностью правителей государства, которые предоставляли крестьянам земельные участки с обязательством уплачивать налог продуктами земледелия, а также отбывать трудовую повинность по ремонту старых и по строительству новых оросительных сооружений, дворцов и крепостей.

Кроме крестьян, участки земли предоставлялись и должностным лицам государственного аппарата в качестве вознаграждения за службу. Практиковались и земельные пожалования членам знатных фамилий.

Развитие феодальных отношений в Корее, как и в Китае, не сопровождалось полным исчезновением рабства. Рабы оставались и во владении государства, и во владении отдельных лиц, но они не играли крупной производственной роли. Развитие производительных сил обеспечивалось главным образом трудом надельного крестьянства, фактически прикрепленного к земле.

Несомненно, что географическая близость к Северному Китаю, где феодальные отношения складывались уже с давних пор, сыграла серьёзную роль в более быстром развитии феодальных отношений в Когурё, тем более что в этом корейском государстве было особенно много переселенцев из северных районов Китая, которые принесли с собою свою сельскохозяйственную технику и ремёсла.

Влияние Китая в Когурё можно усмотреть в те времена и в организации управления по китайскому образцу, и в распространении китайской образованности. В последнюю четверть IV в. в Когурё проник из Китая и буддизм. В стране начали строиться храмы и монастыри. С этим было связано развитие в Когурё архитектуры, скульптуры и живописи.

Развитие феодальных отношений наблюдалось и в юго-западном корейском государстве Пэкче. Однако на внутреннем состоянии Пэкче тяжело отразилась почти не прекращавшаяся в течение целого столетия борьба с Когурё.

Эта борьба разоряла страну, мешала земледельческому труду,  вынуждала население искать себе прибежище в соседнем государстве — Силле. Связи  Пэкче с Южным Китаем обусловили особенное развитие в Пэкче ремёсел, ибо в Южном Китае продолжали процветать те ремёсла, которые развились ещё в Ханьской империи.

В Северном Китае им был нанесён некоторый ущерб во время вторжений кочевников, Гончары, ткачи, оружейники, плотники, судостроители, вышивальщицы из Пэкче пользовались громкой славой не только на всём Корейском полуострове, но и в Японии, предъявлявшей постоянный спрос на их изделия.

Связи с Южным Китаем, где культура была в это время выше, чем Я в Северном Китае, привели к тому, что знать Пэкче по уровню своего просвещения Щ превосходила правящие слои Когурё и Силлы.В конце IV в. в Пэкче появился буддизм.

Силла, занимавшая юго-восточную часть полуострова, в первое время была наиболее отсталым из трёх корейских государств Эта отсталость вызывалась и внутренним состоянием страны и её отдалённостью от Китая— передовой в те времена феодальной страны Восточной Азии. Ближе всего к Силле находилась Япония. Но Япония в то время стояла на более низкой ступени общественного развития, чем Китай и сами корейские государства.

Однако с V в. положение в Силле стало меняться. Соседнее с Силлой государство  Пэкче, подвергавшееся непрерывным ударам со стороны Когурё — самого сильного тогда государства на полуострове,— ослабло.

Преследуя цель предотвратить нападение Когурё, Силла оказалась вынужденной действовать вместе с Пэкче. Это ускорило утверждение в Силле феодальных отношений, развившихся в Когурё и в Пэкче. Всё заметнее в это время возрастало в Силле и влияние Китая.

Укрепление внешнего положения страны позволило правителям Силлы сделать попытку устранить угрозу с юга полуострова.

Японская племенная знать и из Миманы, и со своих островов пользовалась любым случаем для вмешательства в борьбу корейских государств и неоднократно устраивала набеги на Силлу. Как один из наиболее опасных набегов, в источниках отмечается вторжение вооружённых японских отрядов в 433 г. Нападение было отбито, но столкновения с Японией продолжались и впредь.

Борьба Силлы и Пэкче с Когурё с перерывами продолжалась в общем почти 100 лет—с середины V до середины VI в. Эта борьба привела к ослаблению Пэкче и Когурё. К Силле отошла часть территории, принадлежавшей Когурё в центральной части страны. Силла вновь начала борьбу против Миманы После длительной борьбы поставленная цель была достигнута: в 562г. японских завоевателей изгнали с полуострова.

В это время в Силле происходило интенсивное развитие феодальных отношении. Как и в других корейских государствах, феодальная земельная собственность в Силле приняла форму надельной системы. Соответственно этому менялись и формы государственного управления.

Большее, чем раньше, объединение отдельных частей страны привело к усилению централизации управления Уже в начале VI в. страна была поделена на области, округа, уезды. Названия новых административных делений и наименования должностей были китайскими. В Силле устанавливались формы государственного устройства, близкие к тем, которые выработались в Китае.

В первой половине VI в в Силле появился буддизм. Новая религия сразу же нашла себе покровителей среди знати и в самом правящем доме. Централизованная и иерархически построенная буддийская церковь содействовала централизации и иерархической организации аппарата управления феодальным государством. Такова была обстановка на Корейском полуострове к концу VI в.