Храм св. Софии в Константинополе. Построен в VI в. Превращен в мусульманскую мечеть в XV в.

Храм св. Софии в Константинополе. Построен в VI в. Превращен в мусульманскую мечеть в XV в.

Кризис и гибель рабовладельческого строя нашли отражение буквально во всех областях византийской культуры.

Уже с IV в. христианская церковь начала наступление на «языческую» античную философию и науку, выступая против глубокого изучения природы, против всякого знания, основанного на опыте и разуме.

В IV в. был уничтожен «языческий» научный центр в Александрии, затем беспощадно сожжена знаменитая Александрийская библиотека, а в 415 г. фанатики-монахи зверски растерзали известную преподавательницу математики в Александрии — Ипатию.

При Юстиниане гонения против античной науки продолжались.

В 529 г. была закрыта выросшая из Платоновской академии и просуществовавшая почти тысячу лет Афинская школа — центр античной науки того времени.

Идеологи победившего христианства решительно отрицали какую-либо свободу и самостоятельность научного исследования, подчиняя науку догматам религии. Античную философию сменило богословие.

Однако, несмотря на преследования со стороны господствующей церкви, античная философия продолжала иметь довольно широкое распространение. Наиболее оригинальным её представителем был философ Прокл Диадох (V в.), пытавшийся свести в единую систему философию неоплатонизма.

Преследования церкви не смогли задушить целиком и творчество в области точных и естественных наук, хотя сильно затормозили их развитие.

К V в. относится деятельность выдающихся математиков — Серена Антинейского, занимавшегося изучением сечения конуса и цилиндра, и Феоиа Александрийского, сочетавшего занятия математикой с астрономическими наблюдениями.

В области медицины выделялись труды известного врача Орибазия из Пергама, составившего медицинскую энциклопедию, которая содержала не только систематизацию сведений античных медиков, но и самостоятельные выводы автора, основанные на его практических наблюдениях.

Описание событий этой бурной эпохи сохранилось в исторических и литературных произведениях того времени: в трудах Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского, Менандра, Псевдо-Маврикия, Феофилакта Симокатты и др.

Острая классовая борьба и столкновения внутри господствующего класса определили направленность так называемой «Тайной истории» Прокопия Кесарийского, наиболее видного из историков VI в.

В византийской литературе этого времени ещё были сильны античные традиции. Светские поэты Нонн (конец IV— начало V в.), Павел Силея-циарий (VI в.), Агафий Миринейский (VI в.) и др. в своих произведениях использовали античные принципы стихосложения и античные сюжеты.

Большое распространение имели риторические произведения Ливания, Фемистия, Синезия Киренского и др., в речах и письмах которых также нашли отражение политические события и революционная борьба той эпохи.

Византийское искусство IV—VII вв. в свою очередь отразило противоречивость эпохи перехода от рабовладельческого общества к феодальному. Специфика и многообразие византийского искусства объясняются также пестротой этнического состава населения империи.

Различные народы Египта, Сирии и Малой Азии, населявшие в тот период империю, внесли свой вклад в создание и развитие византийского искусства.

Великолепным памятником архитектуры VI в. является храм св. Софии в Константинополе, выстроенный талантливыми архитекторами и выдающимися учёными Исидором Милетским и Анфимием Тралльским в 532—537 гг.

Храм венчают огромный купол (около 31,4 м в диаметре), возвышающийся в центре постройки, и два полукупола. Внутренняя отделка храма, стены которого облицованы разноцветным мрамором и украшены мозаикой, отличается большой пышностью.

Выдающимися памятниками искусства этой переходной эпохи являются мозаики церкви Успения в городе Никее (VII в.) и сохранившийся фрагмент мозаики из церкви св. Николая в Константинополе — произведения художников Константинопольской школы, а также мозаики церкви св. Георгия в Фессалонике.

В этих произведениях сочетались черты эллинистического искусства с его смелой и живописной трактовкой фигур и основные черты средневекового искусства Византии с его символизмом.

Дальнейшим шагом по пути развития средневекового византийского стиля являются мозаики церкви св Димитрия в Фессалонике (конец VI — начало VII в.), отличающиеся от мозаик Константинопольской школы своей аскетической суровостью, свойственной византийской иконографии более позднего времени.