Фриз из штука с резной надписью. Казвин. XII в.

Фриз из штука с резной надписью. Казвин. XII в.

При владычестве арабов литература в Иране долгое время развивалась на арабском языке. С VIII в. в Иране распространилось так называемое шуубитское течение представлявшее оппозицию политическому и культурному господству арабов.

Шуубиты стремились показать культурное превосходство покорённых арабами народностей над завоевателями. Но и сами шуубиты—персы продолжали писать научные сочинения на арабском языке.

На этом языке написаны Табари (умер в 923 г.) и его продолжателем Ибн Мискавейхом (умер в 1030 г.) знаменитые труды по всеобщей встории, а Ибн Хордадбехсм (IX в.) и Нстахри (X в.) — географические труды.

На сложившемся в IX в. языке дари (фарси) первоначально писались только поэтические произведения. Но в серединеX в. саманидский везир Балами перевёл на дари труд по всеобщей истории Табари.

На этом же языке появились труды по фармакологии Абу Мансура Муваффака (около 970 г.), по географии—анонимного географа конца X в. и по истории — Гардизи (около 1050 г.). Труд Абу-л-Фазля Бейхаки (умер в 1077 г.), также написанный на языке дари, содержит богатый материал по социальной истории Восточного Ирана.

На языке дари писали в Иране, Средней Азии, в Азербайджане и даже в сельджукской Малой Азии; на этом же языке с X в. складывались самостоятельные литературы персов, таджиков, азербайджанцев и некоторых других народностей.

На языке дари написано произведение великого классика персидской и таджикской поэзии Фирдоуси «Шах-намэ» («Книга царей»), вошедшее в сокровищницу мировой литературы. Используя богатейший героический эпос и официальную летопись времён Сасанидов—-«Хва-дай-намак» («Книга владык»), Фирдоуси в поэтической форме излагает историю Ирана и Средней Азии с древнейших времён до завоевания их арабами.

Поэма Фирдоуси проникнута сильнейшей ненавистью как к арабским завоевателям, так и к захватчикам из числа тюрок-кочевников. Выходец из дехканской среды, Фирдоуси прославлял героическое прошлое дехканского «рыцарства».

В то же время с чувством невольного уважения он рисовал и образ вождя народного восстания в Иране Маздака. Пронизанная духом героики поэма Фирдоуси изобилует и лирическими эпизодами (любовь Заля и Рудабэ, царя Хосрова II и его жены, сириянки Ширин и др.).

После завершения своей грандиозной поэмы Фирдоуси подвергся преследованию со стороны владетеля Газни, султана Махмуда, при дворе которого он в то время жил. Поэт был вынужден бежать и почти 20 лет прожил в нищете, скрываясь и часто меня я место жительства, чтобы не быть обнаруженным шпионами султана.

Глиняный кувшин с надглазурной росписью люстром. Иран. Конец  XII в.

Глиняный кувшин с надглазурной росписью люстром. Иран. Конец XII в.

Мусульманское «правоверное» духовенство, ненавидевшее Фирдоуси, после его смерти отказалось похоронить его по религиозному обряду. Считая Фирдоуси «еретиком»—шиитом, представители «правоверного» духовенства ставили ему в вину также антиарабскую направленность «Шах-намэ» и прославление «нечестивых языческих» героев доисламского времени.

Крупными поэтами И рана в XI в. были Фаррухи, сын раба—тонкий лирик и мастер пейзажа, жизнерадостный Минучихри и Фахр-ад-дин Гургани, автор поэмы «Виси Рамин», являющейся обработкой старинного романа, сюжет которого напоминает сюжет западноевропейского романа о любви Тристана и Изольды.

Поэтом-философом мирового значения, идеологом горожан, замечательным мастером стиха и вольнодумцем был Омар Хайям (умер около 1123 г.). Творцом торжественных од являлся Анвари (умер в 1191 г.).

С XI в. в персидскую поэзию проникло влияние суфизма, являвшегося у некоторых поэтов формой оппозиции официальной мусульманской церковности. Крупнейшим поэтом-суфием был Ферид-ад-дин Аттар (1119— около 1220).

Из произведений художественной прозы выделяется «Кабус-намэ» — наставление престарелого феодала юноше-сыну, дающее яркую картину жизни, нравов и быта феодальной среды XI в.

Представителем народных антифеодальных тенденций в поэзии был поэт Баба Кухи Урйян (умер около 1020 г.), писавший на народном лурском диалекте. В его стихах мы находим ярко выраженный протест против социального неравенства в обществе, против знатных людей и правителей.

Развитие изобразительных искусств в Иране было несколько задержано арабским завоеванием, поскольку ислам враждебно относился к домусульманской художественной традиции персов как к «языческой».

Однако в письменных источниках имеются сведения о существовании в Хорасане настенной живописи во дворцах знати. Фрагменты декоративной живописи IX—X вв. обнаружены при раскопках близ Нишапура.

Исключительных успехов в Иране достигло керамическое искусство, главными центрами которого были Кашан и Рей. Кроме фаянсовых изделий из неглазурованной глины с резными орнаментами и надписями, широкое распространение получили керамические изделия (кувшины, чаши, блюда, вазы и т. д.) с поливной глазурной массой.

Высокого мастерства достигло искусство глазури с многоцветной росписью, подглазурной и надглазурной, синим кобальтом, ангобом (тончайшая белая глиняная масса) и т. д. Высшим достижением иранской керамики была известная с XII в. надглазур-ная роспись люстром 1 по беловатой или зеленоватой оловянной глазури.

Джума-мечеть в Исфахане. Конец XI в.

Джума-мечеть в Исфахане. Конец XI в.

С XII в. распространялась архитектурная керамика — стенные плитки разных форм для облицовки фасадов зданий, иногда с росписью люстром. Для такой облицовки изготовлялись также изразцы с рельефными изречениями из Корана.

Высокого мастерства достигло искусство росписи тканей и декорирования их узорными вышивками из золотых и серебряных нитей, а также изготовление орнаментованных металлических сосудов и других изделий.

Для архитектуры этого периода характерны многогранные мавзолеи-башни. Таков, например, мавзолей Кабуса (начало XI в.). Среди сохранившихся памятников зодчества преобладают культовые здания — мечети и медресэ (духовные школы).

Мечети были двух типов. Мечети раннеарабского типа представляют собой колонный зал, примыкающий к квадратному двору, обрамлённому крытой галереей.

Таковы Тарик-ханэ в Дамгане (X в.), соборная мечеть в Наине и др. Иранский тип мечети — это небольшое квадратное здание с круглым или эллипсоидным куполом.

Такова древнейшие части соборных мечетей в Исфахане (конец XI в.), в Ниризе, в Казвине (XII в.).

Начиная с XII в. эти купольные мечети стали сочетаться с квадратными дворами, обрамлёнными крытыми галереями, имевшими четыре высоких портала с глубокими нишами. Такова мечеть в Зиварэ (XII в.).

Фасады и внутренность этих зданий украшались не только глазурованными фаянсовыми плитками, но и многоцветной росписью по штукатурке, облицовочными плитками из неглазурованной глины с резным орнаментом, а также с резными орнаментами по штуку.

Письменные источники сохранили много различных сведений о строительстве замков, дворцов, караван-сараев и других светских зданий.

Центрами культуры с Х в. стали города Нишапур, Рей, Исфахан, Шираз, славившиеся своими библиотеками.

Во многих городах возникли средние и высшие школы.