Сидящая мужская фигура. Деталь росписи дворца в Пенджикенте (Средняя Азия). VII в.

Сидящая мужская фигура. Деталь росписи дворца в Пенджикенте (Средняя Азия). VII в.

В V—VII вв. в Средней Азии продолжала развиваться письменность на хорезмийском и особенно на согдийском языках, являвшихся разговорными языками для большинства населения оседлых земледельческих областей Средней Азии, а также части Восточного Туркестана.

На широкое распространение письменности указывает возникновение скорописи.

Письменные памятники религиозного содержания — буддийские, манихейские и христианские — на согдийском языке и согдийском алфавите (самые ранние из них датируются предположительно IV в. н. э., самые поздние — VIII в.) говорят о культурных связях согдийцев с Индией, Ираном и Сирией.

Наиболее богатое собрание памятников согдийской письменности представляют документы начала VIII в., записанные на коже и палках, которые были найдены в замке на горе Муг.

Богатейший материал для представления об изобразительном искусстве согдийцев в VII—VIII вв. дают недавно открытые советскими учёными росписи в Пенджикенте (Пянджикенте).

Великолепные стенные фрески, обнаруженные здесь, свидетельствуют о существовании в VII—начале VIII в. высокоразвитой местной школы живописи.

Стены пенджикентских зданий—храмов и жилых помещений — были покрыты сюжетными многокрасочными росписями на разнообразные темы (изображение торжественных приёмов согдийских царей, поединков дехканов, боевых столкновений конников и пеших воинов, изображение арфистки и т. д.).

Культовая пенджикентская живопись является важным источником для решения вопроса об идеологии и верованиях населения Средней Азии в период, непосредственно предшествовавший арабскому завоеванию и насаждению ислама.

Но особенную ценность представляют стенные росписи Пенджикента на светские сюжеты.

В светской живописи Пенджикента, очень выразительной и выполненной с большим мастерством, уже отчётливо проявились, однако, веяния нарождающегося феодального общества, выразившиеся в новой, более схематичной по сравнению с предшествующим временем, трактовке окружающего мира.

В Пенджикенте обнаружены также скульптурные произведения и резьба по дереву с фигурами людей и животных.

О высоком уровне развития изобразительного искусства у согдийцев можно судить и по недавно открытым развалинам дворца в Варахше, к северо-западу от Бухары, с замечательными росписями на стенах (изображения зверей и всевозможных сцен охоты).

Из произведений прикладного искусства следует отметить найденный в замке на горе Муг покрытый кожей деревянный щит с высокохудожественным изображением в красках всадника на оседланном коне.

Изображение на этом щите, дошедшее до нас в виде фрагмента, представляет исключительный интерес: оно является, по общему признанию, произведением местного искусства и позволяет выявить его своеобразный и оригинальный характер.

Это изображение даёт также представление о вооружении согдийского воина-всадника в конце VII—начале VIII в.

Средняя Азия славилась также согдийским высококачественным стеклом. В 428 г. приехавшие в Китай согдийские купцы обучили китайских ремесленников изготовлению этого стекла.

Большое количество хорошей стеклянной посуды этого времени было найдено при раскопках в городище Афрасиаб (в Самарканде) и в других местах.