Иоанн VIII Палеолог. Медаль работы Витторио ПИзано. 1438 - 1439 гг. Медь.

Иоанн VIII Палеолог. Медаль работы Витторио ПИзано. 1438 — 1439 гг. Медь.

Византийская культура конца XIII—XV в. продолжала сохранять присущее ей своеобразие.

Как своего рода реакция против «латинского» влияния во время владычества крестоносцев в Византии в ХIII в., в ней усилился интерес к греческой античности.

В области философии XIV—XV века были временем ожесточённой борьбы двух направлений — передового, рационалистического течения и реакционно-мистического, получившего широкое распространение в Византии в последние века её существования в связи с внутренним упадком и внешнеполитическими неудачами.

Мистическое направление поддерживалось господствующей церковью и наиболее реакционной частью феодальной знати.

В конце XIII и в начале XIV в. его представлял Григорий Палама, проповедовавший исихазм т. е. полный уход от жизни и «общение с божеством» путём особой молитвы, так называемой исихии.

Политический смысл этого учения заключался в стремлении отвлечь народные массы от активной социальной борьбы.

Против этого реакционного учения начали борьбу представители рационалистического направления и прежде всего видный учёный и философ XIV в. Варлаам.

Варлаам ставил авторитет церковного учения ниже разума и считал, по словам современников, что «нет ничего выше и больше эллинской мудрости...», ибо «ничто другое не в состоянии привести к знанию причин всего сущего».

Церковь подвергла Варлаама жестоким гонениям.

В связи с зарождением элементов буржуазных отношений в Византии XIV— XV вв. появилось новое направление в науке, философии и литературе, социально и идейно родственное гуманизму.

Наиболее ярко гуманистическое направление проявилось в трудах выдающегося мыслителя XV в. Мануила Хрисолора и философа-неоплатоника Георгия Гемиста Плифона.

Горячая любовь к античной культуре, преклонение перед силой разума, внимание к человеческой личности и стремление к преобразованию существующего социально-экономического строя — таковы характерные черты византийских гуманистов XV в.

В народном творчестве этого времени большое распространение получил особый жанр сатирических басен на бытовые темы.

Особым успехом пользовался «эпос о животных». В начале XIV в. появилась сатирическая повесть из жизни птиц («Пулолог»), высмеивавшая нравы византийского феодального общества. Народные басни носили ярко выраженный демократический характер.

Так, например, в популярной басне «Поучительная повесть о четвероногих» рассказывается о том, как хищные звери притесняли мирных зверей и как те, не выдержав их бесчинств, восстали и перебили хищников.

Эта басня отражала стремление народа к активной борьбе против угнетателей.

От этого времени сохранился и ряд лирических произведении, прекрасным образцом которых являются так называемые «Родосские песни любви» (XIV—XV вв.).

К XIV — началу XV в. относится яркий расцвет византийского искусства.

Новые гуманистические черты проявились в нём в ломке старых схем церковного искусства, в переходе к реалистическому изображению человека с его страстями, радостями и печалями.

Сильнее всего черты нового направления сказались в живописи.

Замечательными памятниками этого времени являлись мозаики церкви монастыря Хора (ныне мечеть Кахрие Джами) в Константинополе (около 1303 г.).

В них с большой силой проявились реалистические тенденции, живость и лиричность образов.

Выдающимися произведениями начала XV в. были фрески церквей Перивлептос и Пантанассы в Мистре на Пелопоннесском полуострове.

В зодчестве этого времени всё богаче становилась орнаментация, живописней композиция ансамблей и утончённее к пропорции.

Однако усиление мистических настроений и распространение реакционно-мистических учений, вроде учения исихастов, не могли не наложить отпечатка и на искусство.

Постепенно в нём вновь получили преобладание черты схематизма, сухости и подчинения живописных форм определённому канону.

Турецкое завоевание нанесло тяжёлый удар развитию культуры народов, населявших Византийскую империю.

Однако, несмотря на жестокое подавление турецкими феодалами этой высокой и своеобразной культуры, она продолжала развиваться среди греков и не потеряла своей самобытности даже в условиях господства Османского государства.