Успенский собор в Московском Кремле. 1476 - 1479 гг.

Успенский собор в Московском Кремле. 1476 — 1479 гг.

В XIV—XV вв. высокого развития достигло русское искусство. Создалась замечательная школа живописи, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублёв.

Использовав и творчески переработав художественное наследие предшествующего времена, Рублёв воспитал целую плеяду русских живописцев.

Кисти Рублёва принадлежат икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря (Звенигород) и фреска владимирского Успенского собора.

Замечательным творением Рублёва является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» (в настоящее время находящаяся в Третьяковской галерее) и «Жёны-мироносицы у гроба Христа». Другом и ближайшим помощником Рублёва был Даниил Чёрный.

В конце XIV в. в Россию из Византии приехал живописец Феофан Грек, украшавший церкви фресками сначала в Новгороде, а затем в Москве.

Работы Фэофана Грека отличаются яркой живописной манерой изображения. К концу XV и началу XVI в. относится творчество Дионисия и его сыновей.

Они расписали церковь в Пафнутьево-Боровском монастыре и собор Иосифо-Волоколамского монастыря.

Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря (у Белоозера).

На протяжении XIV—XV вв. развивалось русское зодчество.

В крупнейших русских городах (Москве, Твери, Новгороде, Пскове и др.) возводились крепостные сооружения, строились церкви.

В связи с превращением Москвы в столицу Русского централизованного государства во второй половине XV в. началась перестройка Кремля, каменные стены которого были возведены ещё при Дмитрии Донском (в 1367 г.).

В Москву вызвали лучших мастеров из Пскова, Твери, Ростова и других городов.

Вместе с ними работали приглашённые итальянские мастера: Аристотель Фиоравенти, Антон Фрязин, Марко Руфо, Пётр Соларио, Алевиз и др.

Новый Кремль, построенный при Иване III, отвечал требованиям военно-инженерного искусства того времени.

Были построены и новые соборы (Успенский, Благовещенский, Архангельский), Грановитая палата и другие здания княжеского двора.

В митрополичьем Успенском соборе были воспроизведены характерные особенности владимиро-суздальской и новгородской архитектуры.

В то же время в русском монументальном зодчестве, развивавшемся на основе национальных традиций, широко использовались образцы античного и итальянского искусства (например, в орнаментации Архангельского собора).

Новые постройки возводились и в других городах (Волоколамске, Дмитрове, Угличе).

Русские мастера были известны и за пределами своей родины.

Русские иконописцы работали в Кракове и в Люблине, в городе Висби, на острове Готланд, и в Золотой Орде.