Храм Кандария Махадева в Кхаджурахо. XI в.

Храм Кандария Махадева в Кхаджурахо. XI в.

Индуизм — религиозная система феодальной Индии — объединил самые разнообразные верования и культы, начиная с унаследованных от первобытно-общинного строя (анимизм, тотемизм и т. д.), кончая религиями со сложными богословскими учениями.

По общим верованиям последователей индуизма, над бесконечным множеством божеств, управляющих судьбами людей, стоят три великих бога—Брахма, Вишну и Шива.

Из этих трёх божеств наиболее почитаемыми являются боги Вишну и Шива.

В честь богов Вишну и Шивы князья воздвигали величественные храмы, ставили там их изображения, и сотни жрецов-брахманов служили богам, как живым земным повелителям. Совершая обряды жертвоприношения, жрецы «кормили» и «поили» бога.

Они натирали изображение бога благовонными маслами, а храмовые танцовщицы (девадаси) под звуки музыки в установленное время исполняли обрядовые танцы. В особые дни жрецы устраивали празднества, на которые собирались многие тысячи людей со всех концов государства.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Брахманы создали учение, согласно которому все прочие божества бы виде они ни почитались, были только воплощением Вишну и Шивы или же формами, олицетворявшими шакти — созидательную или разрушительную силу этих великих богов.

В результате тенденция к выработке единой религиозной  системы вылилась в совмещение различных, часто противоречивых религиозных верований и обрядов.

В основе этих разнообразных религиозных верований, совокупность которых и называется индуизмом, лежат древние анимистические представления.

Наиболее распространённой является вера в то, что душа после смерти человека выходит из тела, и для того, чтобы она достигла бога загробного мира (бога Ямы), сыновьям нужно совершить по умершем поминки.

В противном случае душа покойного сделается злым духом и будет всячески вредить живущим.

Душа, достигшая бога Ямы, в воздаяние за грехи и добрые дела умершего посылается Ямой или в ад, или в рай на срок, соответствующий количеству дурных и добрых дел, совершённых человеком при жизни, и только праведники, ведшие «святую» жизнь на земле, остаются на небе, чтобы наслаждаться вечным блаженством.

Души прочих после пребывания в течение положенного срока в аду или в раю снова возвращаются на землю и вселяются в новую телесную оболочку. И так до тех пор, пока они не достигнут такой степени «святости», которая даст им право на вечное блаженство в загробном мире.

Древние брахманские законы учили, что только безропотным выполнением обязанностей своей касты и религиозных обрядов с помощью брахманов человек, принадлежащий к низшей касте, может обеспечить своей душе воплощение в оболочке человека более высокой касты, а нарушение религиозного долга ведёт к тому, что душа воплощается в существе, ещё более низком.

Это учение древних брахманов стало в руках феодалов средством оправдания существующего строя и кастовой иерархии средневекового общества.

Внедряя в сознание людей мысль, что принадлежность человека к той или иной касте является результатом наказания или награды за деяния в прошлых воплощениях души, брахманы заставляли угнетённые массы мириться со своим положением, ослабляли их волю к борьбе за социальное раскрепощение.

Принадлежавшие к низшим кастам считались «нечистыми» и должны были жить отдельно от тех, кто причислял себя к «чистым» кастам.

«Нечистым» запрещалось брать воду там, где брали её члены «чистых» каст. Они должны были иметь особые места для погребения своих покойников.

Брахманы впутали, что люди из самых приниженных и наиболее угнетаемых каст столь «нечисты», что могут осквернить человека даже своей тенью.

В своём большинстве «нечистые» касты состояли из людей, бывших наследственно в рабской или крепостной зависимости, а также из тех, кто занимался «нечистыми» с религиозной точки зрения профессиями, например имел дело с трупами, занимался обработкой кож и т. д.

Такая разобщённость среди трудящихся облегчала их эксплуатацию господствующим классом.