Знаменосцы и музыканты гвардии халифа. Арабская миниатюра. 1237 г.

Знаменосцы и музыканты гвардии халифа. Арабская миниатюра. 1237 г.

В середине XI в. в Северной Африке началось новое движение берберских кочевников и крестьян, направленное против притеснений со стороны местных феодальных владетелей.

Движение это развивалось под религиозной оболочкой борьбы с «отступлениями» правящей верхушки от мусульманского закона и требования восстановить «чистоту исламской веры».

Проповедником «восстановления закона», а вместе с тем и «священной войны с неверными» в Магрибе, в среде берберских племён, выступил богослов Абдаллах ибн Ясин.

Его сторонники именовались ал-мурабитун буквально «борцы (с неверными) в пограничных пунктах».

Это арабское наименование жители Испании позднее переделали в альморавиды.

Тем же именем стала называться династия, основанная около 1061 г. одним из учеников Ибн Ясина, Юсуфом ибн Ташфином.

Альморавиды покорили к концу XI в. почти весь Магриб, сделав столицей нового государства город Марракуш (Марокко).

Руководители движения, захватив земли и богатства низложенных правителей, ничего не сделали для народных масс.

После распада Омейядского халифата в Испании (1031 г.), в связи с ростом феодальной раздробленности, мелкие мусульманские правители в Южной Испании были не в состоянии своими силами сопротивляться реконкисте.

Когда войска короля Леона и Кастилии Альфонса VI овладели Толедо (1085 г.), мусульманские эмиры Испании призвали на помощь войска Альморавидов.

Юсуф ибн Ташфин переправился в Испанию во главе большого ополчения из фанатически настроенных берберских кочевников и в битве при Заллаке нанёс страшное поражение испано-христианским ополчениям. Движение реконкисты было на некоторое время задержано.

Но, отразив войска испано-христианских государств, ополчение Юсуфа ибн Ташфина вместо того, чтобы возвратиться в Африку, обратило своё оружие против мусульманских эмиров в Южной Испании и захватило их княжества одно за другим.

Так под властью государства Альморавидов оказались Магриб, Южная и Юго-Восточная Испания.

Внутренняя политика династии Альморавидов характеризовалась покровительством феодальной военно-кочевой знати, увеличением податей с оседлых крестьян и горожан, усилением влияния наиболее реакционных слоёв мусульманского духовенства, притеснениями христиан и иудеев, а вместе с тем гонением на светскую культуру, в частности на естественные науки и философию.

Дело доходило до публичного сожжения книг. Уровень культурной жизни резко снизился.