Шарль Фурье. Рисунок Вэйрона.

Шарль Фурье. Рисунок Вэйрона.

Шарль Фурье (1772—1837) родился в Безансоне в семье торговца. В противоположность Сен-Симону, он не получил систематического образования.

С ранней молодости и почти до конца своей жизни он был вынужден служить в различных торговых заведениях, работать приказчиком, торговым агентом, биржевым маклером.

Это дало ему возможность хорошо ознакомиться на практике с социально-экономической системой буржуазного общества, в частности с механизмом капиталистической торговли, мошенническими проделками торговцев, аферами спекулянтов, биржевыми махинациями.

Вскоре он пришел к убеждению, что современный ему буржуазный строй порочен и выступил с его резкой критикой. Фурье опубликовал свою первую книгу «Теория четырех движений» в 1808 г., однако его основные труды—«Трактат о домашне-сельскохозяйственной ассоциации» (1822 г.) и «Новый промышленный и общественный мир" (1829 г.)—были написаны и изданы в эпоху Реставрации.

Фурье подвергает блестящей и местами необычайно проницательной критике современное ему капиталистическое общество. Маркс и Энгельс считали, что именно социальная критика составляет наиболее ценную часть его учения.

Одной из значительных заслуг Фурье был его анализ глубоких противоречий, раздиравших современное ему общество. Все классы, пишет Фурье, взаимно ненавидят друг друга. Особенно резко проявляется противоречие интересов бедных и богатых, которые фактически находятся в состоянии войны.

Анализируя капиталистический строй Фурье вскрывает порочность общественной системы, при которой значительная часть населения не принимает участия в общественно-полезном труде.

Порочна и существующая система производства: это или мелкое, раздробленное производство, отличающееся крайне низкой производительностью, или крупное производство, основанное на наемном труде, который низводит рабочих до положения рабов.

В то же время конкуренция, являющаяся основным законом всей хозяйственной жизни, снижает заработную плату и приводит рабочих на грань нищеты. В результате, хотя общественное богатство возрастает, жизненный уровень трудящихся непрерывно понижается.

Таким образом, «из самого изобилия рождается бедность». Наиболее ярким примером этого служит такая индустриально развитая страна, как Англия.

Особенно подробно критикует Фурье капиталистическую торговлю, поскольку корень общественного зла он ищет, подобно многим другим социалистам-утопистам, не в системе производства, а в организации обмена.

Торговцы, указывает он, являются паразитами; они не только высасывают все соки из производителей и потребителей, но одновременно ведут самую дикую войну друг с другом, стремясь разорить своих конкурентов, не останавливаясь ни перед какими гнусностями и мошенническими проделками. По мнению Фурье, торговля вносит расстройство в весь современный «индустриальный механизм».

Правительство все больше попадает в подчинение к торговцам и богачам. Вся общественная мораль пронизывается «меркантильным духом». Даже брак, это—не что иное, как своеобразная торговая сделка.

Капиталистическому обществу с его социальными противоречиями Фурье противопоставляет идеал «гармонического» общественного строя.

Основной ячейкой гармонического строя является фаланга—«сельскохозяйственно-промышленная ассоциация». Фаланга, объединяющая 1620 человек и организуемая как акционерное предприятие, выступает как производительно-потребительское товарищество, занимающееся в первую очередь сельским хозяйством, но одновременно и различными отраслями промышленности.

Для выполнения разного рода работ фаланга создает ряд «серий», в свою очередь распадающихся на отдельные «группы».

Члены фаланги не принуждаются заниматься однообразным отупляющим трудом, а могут принимать участие в работе различных «серий», в результате свободный труд становится для людей наслаждением. Весь доход фаланги от совместного производства распределяется между ее членами.

5/12 этого дохода приходится на долю труда, 3/12—таланта, 4/12—на долю капитала, т. е. на выплату дивиденда акционерам— основателям фаланги. Члены фаланги проживают в обширном здании—фаланстере, в котором расположены мастерские, столовые, залы общего пользования, театр, библиотека, жилые помещения.

Каждый занимает в фаланстере то или иное помещение и питается сообразно своим средствам.

Резко критикуя капиталистическое общество и противопоставляя ему идеал нового общественного строя, без частного производства и частной торговли, без наемного труда и без нищеты, Фурье развил и обосновал целый ряд замечательных идей, прочно вошедших в последующие социалистические системы.

Фурье первый провозгласил «право на труд» и выдвинул идею свободного труда, труда-наслаждения. Он предсказал и то, что в условиях нового общественного строя капиталистическая конкуренция сменится соревнованием. Он один из первых поставил вопрос о ликвидации противоположности между городом и деревней.

Фурье был твердо убежден, что осуществление нового, гармонического строя— дало мирного общественного преобразования. Всю свою жизнь он обращался к власть имущим и богачам с призывом предоставить необходимые средства для организации первой, «пробной» фаланги.

Он отрицательно относился к классовой борьбе и стремился примирить интересы трудящихся и капиталистов, сохраняя в фалангах элементы частной собственности в виде акционерного капитала и нетрудовые доходы.