Период от Великой французской буржуазной революции и до Парижской Коммуны был временем подъема, расцвета и первых симптомов будущего упадка большой литературы, большого искусства капиталистического общества.

В конце XVIII и в XIX в. появились произведения, которые стали драгоценным достоянием мировой культуры.

Эти славные завоевания человеческого гения были достигнуты во взаимной борьбе двух культур—реакционной и прогрессивной.

Многие представители искусства, служившие господствующим классам, пользовавшиеся их благосклонностью и покровительством, ныне забыты, несмотря на то что в свое время были широко популярны.

Но бессмертны те великие художники XIX в., которые испытывали глубокую неудовлетворенность современной им действительностью, резко критиковали ее, мечтали о мире, свободном от социального гнета и несправедливости, и своим творчеством содействовали прогрессивному развитию человеческого общества.

В общей картине этой замечательной эпохи наблюдаются два одновременно действующих процесса: развитие национальных литератур и искусства и образование того, что может быть названо условно «региональными» (т. е. объединяющими ряд стран и народов) литературой и искусством.

Развитие национальных литератур и искусства обусловлено укреплением буржуазных наций; образование региональных литератур и искусства вызвано однородностью для многих народов их социально-экономической системы и широким развитием разнообразных связей между ними.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Можно поэтому говорить, например, о романтизме не только французском, немецком, английском, но и общеевропейском, или о бетховенском периоде не только в истории музыки родной страны великого автора 9-й симфонии, но и в истории всей европейской музыки XIX в.

В разных странах и тот и другой процесс развертывался по-своему. Кроме того, в XIX в. проявлялся общий закон неравномерности общественного развития. Среди европейских капиталистических стран были в это время передовые, такие как Франция, Англия, были и отстававшие, например Испания.

Из восточных стран первой вступила на путь капиталистического развития Япония, да и то лишь в 70-х годах, после революции 1868 г.

В других странах Азии—Китае, Турции, Иране и т. д.— буржуазный строй не мог пробить себе дорогу, так как замедленные темпы экономического, а вследствие этого и политического развития, и все усиливавшееся наступление европейского капитала постепенно превращали эти страны в полуколонии.

Некоторые страны Востока существовали на положении колоний, как, например, Индия и Индонезия, а некоторые народы входили в состав многонациональных государств как подчиненная их часть, например арабы под властью Османской империи.

Общность литературы и искусства у народов Востока основывалась не на однородности социально-политической системы, как это было в странах капиталистической Европы, а главным образом на давних культурных связях, проистекавших из их прежнего государственно-политического объединения, а в ряде случаев—из религиозной общности и языкового родства.

Так, литература Японии XVIII—начала XIX в. в области прозы переплетается с литературой феодального Китая. Знаменитые китайские романы «Троецарствие», «Речные заводи» и многие другие становятся в Японии не только хорошо известными в подлиннике, но и воспроизводятся в японских переделках, обработках, подражаниях. Индийская «Рамаяна» стала в различных вариантах и обработках достоянием народов Индокитая и Индонезии.

Все эти обстоятельства создавали в области литературы и искусства пеструю картину.

В большинстве стран Европы национальные литературы и искусство бурно развивались; в таких странах Азии, как Турция, Иран, Китай, Япония, они только начинали складываться в национальные (наиболее интенсивно—в Японии).

Но общее направление процесса было одним и тем же: на том или ином уровне, теми или иными темпами литература и искусство даже в странах, отставших от мирового капиталистического развития, неуклонно шли к национальному этапу своего существования или укреплялись на этом пути.