Романтическое направление в австрийской музыке проявилось в борьбе за национальную оперу, против засилья оперы итальянском и в пышном расцвете лирических жанров — песни, лирическом миниатюры, а также в развитии программной инструментальной музыки.

В этой последней сказалось характерное для романтиков стремление к синтезу музыки и искусства слова: многие программные произведения навеяны образами литературы и поэзии.

В творчестве Франца Шуберта (1797—1828) выражены черты прогрессивного романтизма с его проникновением в духовный мир человека, глубоким чувством природы, живым интересом к народному искусству.

Первое место в творчестве Шуберта принадлежит лирической песне.

В песнях Шуберта нашли поэтическое выражение живые и непосредственные чувства человека из народа.

В мелодиях его песен получают высокохудожественное развитие народнопесенные интонации.

Объединяя свои песни в циклы («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), рассказывающие о судьбе их «лирического героя», Шуберт значительно расширяет рамки песенного жанра.

Многим его песням присущ подлинный драматизм («Город», «Двойник»).

Песенностью проникнуты и инструментальные произведения Шуберта (симфонии, фортепианные и камерные сочинения), что вполне соответствует их лирическому характеру.