Молотьба. Рисунок из корейского альбома середины XIX в.

Молотьба. Рисунок из корейского альбома середины XIX в.

Кризис феодальной системы привел не только к обострению классовой борьбы, но и к усилению противоречий внутри господствующего класса Кореи.

Если в течение XVIII и первой половины XIX в. установилась более или менее прочная диктатура одной определенной помещичьей клики (так называемых норонов — «стариков»), то это свидетельствовало не об устранении противоречий внутри господствующего класса, а только о попытках собрать силы для борьбы против нараставшего сопротивления крестьянства и возросшего влияния торгово-ремесленных слоев населения.

Протест угнетенного крестьянства против жестокой эксплуатации и гнета феодалов, его мечта о лучшей жизни отразились в самых различных произведениях литературы и фольклора, в пророчествах, сказаниях, повестях и рассказах.

Вместе с тем по мере обострения внутренних противоречий в корейском феодальном обществе отдельные представители господствующего класса, идя навстречу стремлениям антифеодальных сил, поднимающихся в стране, стали порывать со старой конфуцианской идеологией и выступать под лозунгом сирхак («за реальные науки»).

Это идейное движение, зародившееся в XVII—XV111 вв., в своеобразной форме отражало интересы борцов против старых устоев и искало выхода из тяжелого кризиса, переживаемого феодальной Кореей.

В идейном отношении сирхакское движение было далеко еще не зрелым и не одинаковым на различных этапах; оно являлось своеобразной критикой существующего феодального строя и конфуцианской идеологии, освящавшей этот строй.

Приверженцы его признавали необходимость реформ в социальной и экономической жизни, подчеркивали огромную важность внедрения реальных, связанных с жизнью наук, к которым они относили не только естественные науки (астрономию, математику, медицину, агрономию и пр.), но и историю, географию, языковедение и литературу. Деятели этого движения считали необходимым заимствовать из других стран передовые научно-технические знания.

Идеи сирхака проповедовали многие выдающиеся представители корейской культуры конца XVIII — начала XIX в. К ним принадлежали естествоиспытатель Хон Дэ Ён, писатель Пак Чи Вон и другие, являвшиеся сторонниками «учений с Севера». Они считали, что Корее необходимо заимствовать научно-технические знания у своего соседа — Китая, а также и в Европе. Хон Дэ Ён самостоятельно сделал вывод о вращении земли вокруг своей оси в вокруг солнца, что опрокинуло господствовавшие конфуцианские представления о строении Вселенной.

В беллетристических произведениях Пак Чи Вон зло осмеивал конфуцианскую «ученость» корейских помещиков, их спесивость и невежество, обращал внп-ыание на тяжелое и бесправное положение народных масс. Для того, чтобы улучшить экономическое положение страны п облегчить страдания народа, Пак Чи Вон, подобно другим сирхакским мыслителям, считал необходимым внедрение лучших способов ведения сельского хозяйства, развитие промышленности и торговли.

Несмотря на глубокое сочувствие к положению угнетенного народа и его борьбе, сами сирхакисты не были революционерами и надеялись на осуществление своих идеалов с помощью просвещенного монарха. Но даже такая умеренная оппозиция вызвала яростные репрессии со стороны господствующей кликн норонов. Жертвою этих преследований стал один из наиболее выдающихся сир-хакских мыслителей Чон Як Ён.

В 1801 г. он был приговорен к смертной казни, замененной затем ссылкой. Находясь в длительном изгнании, Чон Як Ён создал социальную утопию, проект идеальной организации общества на основе наделения крестьянских общин землей но принципу: «Земля принадлежит тем кто ее обрабатывает, и не может принадлежать тем, кто ее не обрабатывает».

При этом предполагалось совместное ведение хозяйства, чтобы никто не мог присваивать труд другого и каждый получал продукты в соответствии с вложенным в общественное хозяйство трудом. Чон Як Ён осуждал наследственную монархию и в общих чертах высказывал идею народного суверенитета, заявляя, чТо издревле правители существовали для народа, а не народ для правителей.

Сирхакское движение, вызвавшее культурный подъем конца XVIII в., оказало плодотворное влияние на развитие корейской культуры и в XIX столетии. Известное развитие математики, астрономии, механики, физики, ботаники и медицины, а также более научная постановка изучения корейской географии, истории, языка и литературы явились результатом деятельности сирхакских мыслителей конца XVIII в. Историки стали критически осмысливать сообщения средневековых источников.

Влияние сирхакских идей сказалось также и в изобразительном искусстве. Со второй половины XVIII в. возникло реалистическое направление в корейской живописи. В картинах великого корейского художника Ким Хон До (родился в 1760 г.) вместо изображения жизни одного лишь правящего класса впервые появляются исполненные глубокой симпатии к народу яркие характеристики различных социальных типов: кузнецов, кровельщиков и др.

Жанровые картины современника Ким Хон До — художника Син Юн Бок изображало большей частью жизнь горожан. Замечательными мастерами пейзажа в конце XVIII и первой половине XIX в. были художники Син Ви (автор картины «Черный бамбук») и Нам Ке У.

Наибольший вклад в развитие общественно-политической мысли и разных отраслей науки внес Чон Як Ён. Им написаны выдающиеся исследования по исторической географии («Исследование пределов нашей страны») и по истории корейского языка («О неправильных толкованиях смысла слов»).

Досох пор сохранили большое значение его многочисленные сочинения по математике и механике, физике и астрономии, по физиологии и медицине, вошедшие в собрание его литературного наследия в 76 томах. С позиции естествоиспытателя Чон Як Ён вел борьбу против религиозных суеверий, астрологии и знахарства.

Вместо наполненных суевериями и указаниями о «счастливых» и «несчастливых» днях календарей того времени он составил научный календарь для народа, в котором стремился дать советы о лучших сроках полевых работ, правилах кормления и лечения домашних животных, а также другие полезные знания по сельскому хозяйству. Чон Як Ён впервые предложил ввести оспопрививание. Он особо подчеркивал значение внедрения технических новшеств.

В философии он развивал зачатки материалистических идей своих предшественников и критиковал господствовавшую идеалистическую систему неоконфуцианства, говоря, что идеальное начало (ри) не сотворено ни богом, ни иным сверхъестественным существом, а является своеобразным изменением вещественного начала (ки).

В течение первой половины XIX в. во внутриполитической жизни и в идеологии Кореи одержали верх реакционные охранительные тенденции. Тем не менее сирхакисты продолжали оказывать плодотворное влияние на развитие корейской науки и литературы. Применяя критический метод к изучению старинных письменных памятников, достиг больших результатов ученый Ким Чон Хи (1786—1856), который своим сочинением «Описание эпиграфических памятников Кореи» положил начало научной эпиграфике.

Он не только открыл ряд важных эпиграфических памятников, восстановил поврежденные тексты и дал расшифровку их содержания, но и связал их с задачами изучения истории. Он являлся зачинателем изучения в Корее истории первобытного общества по материальным археологическим памятникам.

После посещения Китая Ким Чон Хи в течение ряда десятилетий деятельно поддерживал связи с видными китайскими учеными-литераторами (Цао Юй-шуй, Вэн Фан-ган, Юань Юань и др.) и обменивался научными взглядами по многим вопросам истории китайской литературы и письменности, в изучение которых он внес существенный вклад.

Метод критического исследования отразился и в этнографическом описании Кореи, которое составил в середине века Ли Кю Гён. В 60-х годах были также завершены начатые еще в XVIII в. работы по составлению полного географического описания (1863 г.) и географических карт Кореи (1861 г.).

Проводившаяся в начале 60-х годов работа по составлению нового уложения— «Повторного свода Великого уложения» (вместо существовавшего «Полного свода Великого уложения», составленного в 1785 г.) была связана с политикой господствующего класса по упрочению феодальных порядков и возвеличению королевской власти.

Целям этой политики были подчинены работы по восстановлению дворца Кёнбоккун, разрушенного во время японского нашествия в конце XVI в. Этот монументальный дворец, являвшийся самым крупным архитектурным памятником периода господства династии Ли, должен был олицетворять собою величие и могущество правящей королевской династии.

Кёнбоккун состоял из целого комплекса дворцовых сооружений, из которых наиболее значительными являлись «Ворота славы» и Тронная палата.