Элеонора Дузе в роли Фру-Фру в пьесе Л. Галеви и А. Мельяка «Фру-Фру». Фотография.


Элеонора Дузе в роли Фру-Фру в пьесе Л. Галеви и А. Мельяка «Фру-Фру». Фотография.

В конце XIX в. все большее значение в театральном искусстве многих стран Западной Европы приобретает реализм.

Театры начинают отказываться от ограниченной натуралистической «правды жизни» и ставят в центре своей деятельности отображение больших общественных проблем современности.

Этому в огромной мере содействовала драматургия Ибсена, Гауптмана, Шоу, Голсуорси и других писателей-реалистов.

Среди актеров реалистического направления выделяются в это время Эммануил Рейхер и Агнес Зорма из «Немецкого театра», Эрнст Поссарт, много выступавший в Берлине и в Мюнхене, а также замечательная английская актриса Эллен Терри, с ее проникновенной игрой в условных спектаклях лондонского театра «Лицеум».

Вершин реализма достигла выдающаяся итальянская актриса Элеонора Дузе, исходившая из глубокой разработки внутреннего содержания образов; неудовлетворенность Дузе современным ей буржуазным театром даже привела к ее уходу со сцены на десять лет.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

К началу 90-х годов относится основание двух наиболее значительных реалистических театров Лондона: «Независимого театра», строившего свой репертуар главным образом на ранних пьесах Бернарда Шоу, и театра «Олд Вик», внесшего большой вклад в реалистическую трактовку пьес Шекспира.

Франция заметно отставала в развитии реалистического театрального искусства.

После того как отзвучало новаторство Антуана, парижский зритель по-прежнему рукоплескал Сарре Бернар, Коклену-старшему, Сюлли и другим видным мастерам классицистической «Комеди франсез».

Для театральной жизни Западной Европы конца XIX — начала XX в. характерна также тенденция к созданию народных театров.

Развитие рабочего и социалистического движения требовало усиления внимания к рабочему зрителю.

В Германии в конце XIX в. был основан театр «Свободная народная сцена»; такого же рода театры возникли на окраинах Парижа.

Ромен Роллан, принимавший живое участие в обсуждении проблемы народного театра, посвятил этому вопросу свою книгу «Народный театр» (1903 г.).

Роллан ратовал за организацию массовых народных празднеств, призывал к созданию героических спектаклей, к широкому ознакомлению народного зрителя с лучшими классическими произведениями.