Устремления «мейнингенцев» к правдивому, документально точному отображению исторической действительности все же дали свои плоды, содействовав возникновению того течения в театре, которое, как и в литературе, носило название натурализма.

Первым его теоретиком был Эмиль Золя, подвергший в сводок трудах «Натурализм в театре» и «Наши драматурги» резкой критике сценическую условность, театральные штампы и призвавший к обновлению репертуара. Однако этот шаг в сторону реализма был ограниченным.

Натуралисты старались отображать мир фотографически точно, копировать его, но при этом они лишь ограничивались показом «куска жизни», оставляя в стороне общий процесс развития. В натуралистических спектаклях уделялось пристальное внимание подробностям быта, изображению обыденной жизни и заурядных переживаний.

Натуралистический театр особенно подчеркивал биологические особенности человека, его инстинкты, самыми излюбленными были темы наследственности, алкоголизма, болезненной эротики.

Тем не менее натурализм в театре имел и положительное значение. Натуралисты нередко обращались к современной социальной проблематике, требовали показа нового героя — обыкновенного человека, отвергали ходульную красивость и схематизм театрального искусства предшествующих десятилетий.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Видным представителем натурализма в театре был французский режиссер и актер Андре Антуан. В 1887 г., собрав небольшую труппу актеров-любителей, он основал в Париже «Свободный театр», где и начал проводить принципы нового течения.

Антуан направлял свою деятельность против застывшего академизма «Комеди франсез», который он неоднократно подвергал критике в печати. В «Свободном театре» ставились только современные пьесы. На французской сцене появились тогда впервые драмы и инсценировки романов Золя, «Привидения» и «Дикая утка» Ибсена, пьесы братьев Гонкуров, «Власть тьмы» Толстого, «Нахлебник» Тургенева.

Антуан требовал, чтобы актеры говорили будничным, приглушенным тоном и сдерживали свои жесты, изгонял со сцены напыщенность, театральность. Однако хотя многие из пьес, поставленных Антуаном, были реалистическими произведениями, он придавал им узко натуралистическое истолкование.

Например, в его постановке «Привидений» на первый план выдвигалась тема наследственного заболевания Освальда, а не линия фру Альвпнг, имевшая у Ибсена ярко выраженный социальный смысл. Сам Антуан, исполняя роль Освальда, подчеркивал в ней патологический элемент.

Увлечение «настоящими» вещами доходило в спектаклях Антуана до того, что на сцене появлялись настоящие мясные туши, а актрисы, исполняя роль прачек, стирали настоящее белье в баках, из которых поднимался пар. «Свободный театр» просуществовал всего 7 лет.

Позднее Антуан организовал другой театр под названием «Театр Антуана», где постепенно перешел к символистическому репертуару п приблизился к декадентству.

Натурализм «Свободного театра» нашел многочисленных подражателей, которые довели его принципы до крайности.

Так, немецкий режиссер Отто Брам в 1889—1893 гг. в основанном им в Берлине театре «Свободная сцена» и затем, начиная с 1894 г., в берлинском «Немецком театре» настойчиво проводил резко выраженную натуралистическую линию.

Он добивался от актеров замедленной речи (его прозвали «режиссером пауз»), мелочного правдоподобия жестов, фотографического копирования обыденности.

Брам работал в «Немецком театре» десять лет. С течением времени он в поисках жизненной правды стал отходить от натуралистической узости.

В «Немецком театре» постепенно сформировался ансамбль актеров, придерживавшихся реалистических приемов.