Борьба двух культур — прогрессивной и реакционной — самым непосредственным образом затронула также и театральное искусство.

В рассматриваемое время были заложены основы различных художественных направлений в театре, получивших в дальнейшем отчетливое выражение.

В 70-х годах среди театральных кругов Западной Европы начали раздаваться голоса, призывавшие к обновлению сценического искусства, созданию стационарных театров с постоянным актерским ансамблем и реформе декорационного оформления.

Первым откликом на это требование было появление в 1874 г. в немецком городке Мейнингене нового театра, созданного на базе существовавшего здесь небольшого придворного театра.

Мейнингенский театр приобрел особое значение в связи с деятельностью талантливого режиссера Людвига Кронегка.

Широкую известность в других странах «мейнингенцы» получили благодаря своим многочисленным гастролям: в частности, театр дважды (в 1885 и 1890 гг.) посетил Россию.

Мейнингенский театр внес заметный вклад в искусство режиссуры, создал крепкий ансамбль, разработал новые постановочные приемы, в том числе принципы массовых сцен.

Ставя главным образом классические пьесы — Шекспира, Шиллера, Мольера, «мейнингенцы» пытались воспроизвести на сцене подлинную жизнь.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Они создавали декорации, костюмы и сценическую утварь, по музейным образцам изучая исторические и археологические материалы (из-за этого стиль «мейнингенцев» получил название «археологического натурализма»), вносили в постановки исторических пьес документальность и большую детализацию.

Скрупулезно разрабатывались массовые сцены; в них были обязаны участвовать и ведущие актеры, а каждый статист играл свою, специально для него подготовленную роль, изживались симметрия и однообразие, толпа производила впечатление живого организма.

Но «мейнингенцам» так и не удалось обновить игру актеров-солистов, изжить штамп, рутину, ложную декламационность.

Актерский состав театра оставался весьма посредственным, крупные исполнители (Л. Барнай и И. Кайнд) выступали только как гастролеры.

Общая направленность театра была консервативной. «Мейнингенцы» почти совсем не имели современного репертуара, а среди поставленных пьес отсутствовали такие, как «Коварство и любовь», «Король Лир», «Гамлет».