Бегство рабов от хозяев было в то время, видимо, наиболее обычной формой выражения ими своего протеста против гнёта рабовладельцев. В надписях на костях, в особенности в конце времени Шан (Инь), содержатся вопросы оракулу о том, убегут или не убегут рабы.

Например, в царствование У Дина сделаны такие записи: «Не убегут ли рабы?», или вопрос гадателю: «Потеряю ли я рабов?». Подобные записи относятся также к периоду царствования У И и Вэнь Дина (XII в. до н. э.).

Фактов активной борьбы рабов источники не приводят. Однако есть свидетельства о случаях протеста разорившихся свободных общинников. Так, китайские источники сообщают, что, когда царь Пань Гэн (1401—1373) решил в 1388 г. до н. э. перенести столицу на новое место, получившее название Шан (Инь), и переселить туда многих жителей, он встретился с недовольством среди своих подданных. В «Шу цзине» об этом факте говорится: «Народ Инь вздыхал и печалился, роптал и не желал переселяться».

По отдельным, разрозненным сообщениям китайских источников можно сделать вывод, что внутренние противоречия в рабовладельческом обществе Шан (Инь) к этому времени значительно обострились. Участившиеся войны, усиление эксплуатации рабов и свободных — всё это приводило к обострению классовой борьбы и к усилению кризиса Иньского государства.

У Сыма Цяня мы часто встречаем отрицательные характеристики иньскпх царей. Особенно резкую оценку Сыма Цянь, как и другие китайские источники, даёт последнему иньскому царю — Шоу Синю (или Ди Синю 1154—1122).


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Сыма Цянь указывает, что этот царь значительно увеличил налоги и сборы, в результате чего, по словам Сыма Цяня, «народ роптал». Обострилась борьба также между царём и знатью: «Среди чжухоу (военачальников), — указывает Сыма Цянь,— были такие, которые восставали».

В «Шу цзине» встречаются прямые указания на восстания в этот период (XII в. до н. э.) не только знати, но и народных масс. Так, в главе «Вэйский правитель» (речь идёт о брате последнего иньского царя, которому было пожаловано владение Вэй), рисуется картина всеобщего недовольства деспотической властью царя.

В этой главе говорится: «сяоминь (мелкий люд, т. е. свободные общинники) поэтому-то восстаёт и враждует друг с другом, ныне (царство) Инь гибнет (разрушается)...».

Государство Шан (Инь) переживало агонию. Достаточно было сильного толчка, чтобы уничтожить это царство.

Оно пало главным образом под ударом извне, со стороны племени чжоу, которому оказала содействие часть иньской рабовладельческой аристократии, восставшей против иньского царя Шоу Синя (Ди Синя).