Статуя Апполона Тенейского. Середина VI в. до н.э. Мрамор

Статуя Апполона Тенейского. Середина VI в. до н.э. Мрамор

VIII—VI века являются важным этапом в развитии греческого искусства. Наибольшего развития достигает архитектура.

Среди архитектурных памятников этого периода первое место по своей художественной значительности занимали храмы. Древнейшие храмы были деревянными; черты деревянного зодчества сохранились и в позднейших каменных храмах.

Постепенность перехода от дерева к камню наглядно выступает на примере храма Геры в Олимпии, где дубовые колонны мало-помалу заменялись каменными.

К концу VII в. сложились два вида колонн, два основных типа так называемых архитектурных ордеров — дорический и ионический.

Дорический получил наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии (Пестум, Селинунт, Акрагант), а также в Балканской Греции (Олимпия, Коринф), ионический —на островах Эгейского моря (Самос) и на берегах Малой Азии (Эфес).

В более строгом и мощном дорическом ордере несколько утончающиеся кверху колонны лишены баз, каннелюры (выемки) на стволе колонны образуют при встрече острые рёбра, венчающая капитель состоит из круглой, несколько расширяющейся кверху части и лежащей на ней четырёхугольной плиты.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

В отличие от дорической ионическая колонна имеет сложную профилированную базу, каннелюры её отделены друг от друга дорожками; характерным отличием её капители являются завитки, так называемые волюты. Фриз над колоннами представляет собой сплошной пояс или ленту, покрытую скульптурными изображениями. Выработанная греками система форм осталась важным средством художественной выразительности в архитектуре.

Архаическая скульптура совершила громадный путь от примитивных идолов в виде столбов, увенчанных грубо схематичным изображением человеческой головы, до почти свободной передачи очертания тел в таких произведениях, как скульптурная группа «гигантомахии» (война богов и титанов), созданная афинскими мастерами в конце VI в.

Одно из наиболее ранних произведений ионийской художественной школы—так называемая делосская Артемида (VII в.) стоит ещё неподвижно лицом к зрителю, с опущенными вдоль тела руками. Сзади и сбоку фигура ограничена почти гладкими плоскостями, которые придают ей четырёхгранный характер.

Дальнейшее развитие скульптуры, достигшей высокого совершенства в изображении человеческого тела, определялось не только ростом профессионального мастерства древнегреческих ваятелей, но и особенностями общественной жизни в древнегреческом полисе.

Амфора работы мастера Андокида с изображением Геракла и адского чудовища Кербера. Образец аттической чернофигурной вазовой живописи второй половины VI в. до н.э.

Амфора работы мастера Андокида с изображением Геракла и адского чудовища Кербера. Образец аттической чернофигурной вазовой живописи второй половины VI в. до н.э.

Самой важной областью воспитания, по крайней мере в более древнее время, считалось физическое развитие.

Война стала обычным делом, и главная доля участия в ней всё более переходила к широкой массе рядовых граждан.

Мелкие государства постоянно враждовали между собой, а победа в войне в значительной мере зависела от способности полиса выставить достаточное число выносливых и сильных воинов.

Благодаря этому телесные упражнения стали в Греции важным общественным делом. Тренировка начиналась с раннего возраста и совершалась в специально отведённых для этого местах — гимнасиях и палестрах — под наблюдением воспитателей.

Большую роль в общественной жизни играли всякого рода шествия, хороводные пляски, иногда пляски с оружием. Праздники обычно сопровождались соревнованиями: гимнастическими, конными и музыкальными.

Очень рано (ещё в VIII в. до н. э.) возникли общегреческие состязания, важность которых в жизни древней Эллады видна из того, что даже летоисчисление велось по олимпийским играм, совершавшимся каждые четыре года во время празднества Зевса в Олимпии, причём это четырёхлетие называлось по имени победителя в беге. (Летоисчисление по олимпийским играм было установлено в III в. дон. э.)

В Греции постепенно развилось глубокое понимание пластических форм живого тела — основа высокого развития скульптуры. Первыми произведениями этого типа были статуи, найденные на островах Эгейского моря и в Балканской Греции.

Все они ещё в сущности примыкают к восточным образцам, особенно к египетскому типу мужской статуи с выдвинутой вперёд левой ногой.

По-египетски трактованы часто и волосы. Однако имеются уже существенные отличия. Одной из своеобразных черт ранней греческой скульптуры является попытка передать выражение лица посредством улыбки.

Для зрелой архаики характерны статуи девушек в длинных, красиво драпирующих тело одеждах. Это любимый мотив ионийской скульптуры VI в.

Особенно характерно для ионийской культуры создание хиосского скульптора Архерма— статуя, изображающая полёт богини победы Ники, первая известная нам в греческом ваянии попытка передачи быстрого, живого движения. Скульпторы архаической Греции широко пользовались раскраской статуй, которая в те времена носила особенно яркий, декоративный характер.

О живописи этого периода приходится судить главным образом по расписным глиняным вазам. Греческая вазовая живопись прошла в своём развитии несколько стадий. Сначала господствует так называемый геометрический стиль.

Постепенно наряду с геометрическим орнаментом стали появляться более или менее схематизированные изображения птиц, оленей, лошадей. В середине VII в. в росписи на греческой керамике усилились восточные влияния, особенно заметные в изделиях ремесленников торгового города Коринфа.

В начале VI в. в Афинах возникает новый вид росписи, так называемый чернофигурный, который примерно с 530 г. стал постепенно сменяться краснофигурным. В первом случае фигуры изображались черным блестящим лаком на красноватом фоне глины; во втором случае — оставлялись светлыми, причём тёмной краской заполнялся фон.

Краснофигурная живопись давала возможность детализировать рисунок— вместо чёрных сплошных силуэтов возникают изображения, передающие черты лица, складки одежды и т. д.

Роспись ваз является ценнейшим источником наших сведений о технике, хозяйстве, быте, верованиях древних греков.

Так, на вазах VI в. мы находим изображение пахоты, сбора винограда, кораблей, мифологических сцен и т. д. Эти изображения позволяют реконструировать некоторые особенности древнегреческого жилища и старейшего типа храмов, судить об одежде и вооружении греков.

Наиболее важным в греческой культуре периода VIII—VI вв. до н. э. для последующего развития мировой культуры является наметившееся направление в развитии — от религии к науке, от мистических воззрений к материалистическим учениям, от условности к реализму в искусстве.