Городище Аяз-кала. Общий вид. Хорезм. II в.н.э.

Городище Аяз-кала. Общий вид. Хорезм. II в.н.э.

О положении отдельных областей Средней Азии в I—II вв. н. э. можно судить главном образом по данным археологии.

Северо-западный угол Кушанской империи занимал Хорезм.

Эта область археологически обследована лучше других.

Хорезм попал в зависимость от кушанов, видимо, уже при Кадфисе I и ещё более прочно был включён в состав Кушанского государ0 при Канишке.

Важнейшие памятники Хорезма кушанского времени (Аяз-кала, Гяур-кала и др.) относятся ко II в.

В этот период города продолжают сохранять прежний облик, зато значительные изменения происходят в деревне.

Именно с этой точки зрения интересен комплекс Аяз-кала.

Здесь открыты неукреплённые сельские поселения, представляющие собой комплекс крестьянских усадеб, каждая из которых состоит из большого обнесённого невысокой кирпичной стеной двора, занятого, видимо, садами и огородами.

Это, возможно, свидетельствует о распаде патриархальной родовой общины на отдельные патриархальные семьи и образовании сельской общины.

Наличие неукреплённых крестьянских поселений характерно именно для сельской общины, в которой не род, а семья является основной хозяйственной ячейкой.

Результатом распада родовой общины было появление знати.

Среди множества неукреплённых крестьянских усадеб комплекса Аяз-кала выделяются три, обладающие значительно большими размерами и представляющие собой мощные крепости, владельцы которых могли легко господствовать над окрестным населением.

Одновременно с этим усиливается роль государства. Если ранее каждый город и даже каждое сельское поселение сами по себе оборонялись от кочевников, то теперь в сторону степей выдвигается цепь построенных государством укреплений с постоянными гарнизонами.

В культурном отношении Хорезм менее других областей был затронут новыми веяниями, распространявшимися в кушанский период по территории Средней Азии.

Правда, следы распространения буддизма имеются и в Хорезме, где попадаются миниатюрные изображения буддийских ступ.

Однако в целом зороастризм или какая-то из его разновидностей продолжает оставаться господствующей религией. Несколько сильнее было иноземное влияние в области искусства.

Кушанское (греко-буддийское) искусство нашло отражение в ряде предметов хорезмийского художественного ремесла.