Роспись свода катакомб Санта-Пьетро и Мрселлино а Риме. Первая половина IV в. н.э.

Роспись свода катакомб Санта-Пьетро и Мрселлино а Риме. Первая половина IV в. н.э.

Диоклетиан и его соправители, как и все их предшественники, начиная с Северов, требовали, чтобы подданные называли время их правления «золотым веком».

Но на деле положение масс стало ещё более тяжёлым.

Возросшая армия, штат придворных и чиновников, постройки в новых императорских резиденциях — всё это требовало огромных расходов на жалованье, раздачи и т. п.

Попытка проведения денежной реформы в целях повышения стоимости денег не дала ожидаемого эффекта, и правительство Диоклетиана окончательно перешло на взимание основных налогов натурой.

Только ремесленники и торговцы платили налог деньгами.

Для земледельческого населения натуральный налог, аннона, был установлен с комбинированной единицы, состоявшей из рабочей силы одного взрослого мужчины, свободного или раба — безразлично, и земельного участка размером от 5 до 60 югеров (в зависимости от плодородия земли и разводившейся на ней культуры).


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

За взнос налогов отвечали декурионы городов или владельцы изъятых из ведения городов латифундий, что чрезвычайно усилило их власть над зависимыми людьми.

При проводившемся раз в пять лет цензе для учёта людей и земли и определения суммы налога совершались вопиющие злоупотребления.

Детей записывали как взрослых, покойников — как живых. Неисправных плательщиков, будь то крестьянин или декурион, нещадно били.

Наряду с методами насильственного подавления народных движений в политике Диоклетиана ещё сохранялись элементы социальной демагогии, широко практиковавшейся его предшественниками.

Как и Север, Диоклетиан брал под защиту «маленьких людей», запрещал предрешать судебные дела в пользу знатных, обременять сельское население какими-либо дополнительными повинностями, категорически воспрещал продажу в рабство свободных людей и детей свободных за долги отцов, приказал «клеймить бесчестием» лиц, взимавших «бесстыдные проценты».

В ряду этих социально-экономических мероприятий Диоклетиана стоит и знаменитый эдикт о максимальных ценах.

Законодательное регулирование цен в целях борьбы со спекуляцией и предотвращения голодных бунтов проводилось п раньше, но регулировались главным образом цены на муку, иногда на мясо.

Эдикт Диоклетиана устанавливал цены на все сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия, перевозки, заработную плату.

За превышение установленных цен или сокрытие товаров назначалась смертная казнь. Издание эдикта мотивировалось тем, что спекулянты, наживаясь на неурожаях, разоряют народ и солдат.

Перечень цен составлен очень детально: в нём, например, упомянуто 30 сортов зерна, 50 сортов мяса, 116 сортов льняных изделий и т. п. Наёмным работникам определялась подённая плата, причём наниматель должен был их кормить.

Пастух получал 20 денариев вдень, батрак —25, пекарь, каменщик, столяр, кузнец — по 50, маляр —75, художник —150 и т. д.

Эти расценки довольно велики, если сравнить их с ценами на продукты питания (например, фунт говядины стоил 8 денариев), но они малы по сравнению с ценами на ремесленные товары (обувь стоила 100—120 денариев, солдатский плащ— 1000, куртка из заячьего меха — 6000 денариев).

Цены были установлены произвольно и никого не удовлетворяли.

Эдикт не принёс пользы бедноте и вызвал негодование богачей, которые всячески старались его обойти.