Вергилий и музы (Клио и Мельпомена). Мозаика из виллы в Сусе (Тунис). I в. н. э.

Вергилий и музы (Клио и Мельпомена).
Мозаика из виллы в Сусе (Тунис). I в. н. э.

Политика Августа встречала сочувствие в широких кругах италийских собственников, к которым принадлежали и замечательные поэты того времени.

Восхвалением римской старины и Августа проникнуто творчество, великих поэтов — Вергилия, Горация, Тибулла, Проперция, Овидия, входивших в литературные кружки, находившиеся под покровительством ближайшего после Агриппы друга Августа — Мецената и бывшего «республиканца» Валерия Мессалы.

Все эти поэты были уроженцами италийских городов, некоторые из них происходили из всаднических родов.

Только Гораций был сыном вольноотпущенника.

Многие из них потеряли свои земли во время гражданских войн. Во время второго триумвирата неизвестный поэт написал дошедшие до нас стихи, полные страстной ненависти к ветеранам, захватившим его землю; он заклинает её, чтобы она не давала плодов незаконным «нечестивым» владельцам.

В это же время и Вергилий в одной из своих эклог жалуется на новых пришельцев — солдат, захвативших его имение; с окончанием гражданских войн поэт стал на сторону нового режима. Хотя он был знаменит уже в 30-х годах, но по-настоящему его творчество расцвело с наступлением мира.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Он восхищался идиллически простой сельской жизнью и римской стариной, которую постоянно и глубоко изучал, и верил, что Август принёс людям мир и восстановил или восстановит древнюю простоту нравов.

Первым из крупных произведений Вергилия (оно написано в 42—39 гг.) были (Буколики» — сборник из десяти так называемых эклрг, написанных частично в подражание идиллиям Феокрита.

В этот сборник вошли и эклоги, упоминавшиеся выше. В остальных эклогах изображается, как пастухи на лоне природы состязались в пении любовных песен, прославляли сельскую тишину и мир.

Сельокой жизни и ceльскому хозяйству посвящено и другое произведение Вергилия — «Георгики», написанное спустя два-три года после «Буколик».

Оба произведения, вполне отвечавшие господствовавшим настроениям, создали автору большую популярность.

Но пережившую века славу величайшего римского поэта принесла ему эпическая поэма «Энеида», над которой он работал десять лет вплоть до своей смерти в 19 г. до н. э.

Сам Август живо интересовался его трудом и слушал отдельные части поэмы.

Поэма повествует о странствованиях, приключениях и битвах троянского героя Энея, сына Венеры, которому боги предназначили основать новый город в Италии и стать родоначальником царей Альба-Лонги, Ромула и рода Юлиев.

В 12 книгах «Энеиды» рассказывается, как Эней бежал со своей дружиной из горящей Трои, неся на плечах своего старого отца Анхиза и родных пенатов, а рядом с ним шёл его сын Асканий, впоследствии названный Юлом.

После долгих странствий и неудач Эней попадает в Карфаген, где правила царица Дидона.

Выслушав рассказ Энея о его подвигах и скитаниях, она полюбила его, но их союз расторг Юпитер, напомнив Энею, что его ждёт великое будущее в Италии.

Покинутая царица кончает жизнь самоубийством.

Прибыв в Сицилию и похоронив здесь Анхиза, Эней с помощью Сивиллы спускается в подземное царство, где его умерший отец показывает ему будущих великих мужей Рима и величайшего из них, прямого потомка Энея — Августа, который вернёт на землю «золотой века, прекратит войны и раздоры и расширит, власть Рима до Индии и Каспийского моря.

В Италии Эней после длительной войны с латинами и этрусками женится на Лавинии, дочери царя Латина, и кладёт начало новому царству латинов и троянцев.

Вся поэма проникнута господствовавшими тогда среди правящего класса Италии идеями и настроениями.

Будущее величие Рима и Августа возвещают и Анхиз о сам Юпитер, который определяет миссию римлян на земле: пусть другие народы сильнее в науках и искусствах; назначение римлян — быть владыками мира, щадить побеждённых и покорять надменных.

Знаменитые деятели, создавшие величие Рима, по мнению Вергилия, были сильны мужеством, суровой простотой и благочестием (pietas).

Сам Эней — образец благочестия, которое и обеспечивает ему победу.

Благочестивых он видит, спустившись в царство мёртвых, в стране блаженных; зато нечестивые терпят там страшные муки.

С любовью описывает Вергилий древние обычаи и обряды римской религии, простую сельскую жизнь. «Энеида» так ярко воплотила идеологию господствующих слоёв Рима и Италии, что на долгие века осталась любимым произведением римлян.

Её комментировали ещё в V в. н. э., её цитировали; поэты, историки и авторы эпитафий, высеченных на надгробиях в Италии и провинциях, по ней изучали прошлое Рима, по ней гадали.