"Черный камень" с архаичной надписью с римского Форума.

«Черный камень» с архаической надписью с римского Форума.

Идеологическая жизнь и духовная культура римского общества этого времени была ещё довольно примитивной.

Однако нам известно, что уже в царский период в Риме существовала письменность.

Алфавит был заимствован римлянами, очевидно, у греков, живших в Кумах, на западном побережье Апеннинского полуострова.

Историк Дионисий Галикарнасский (конец I в. н. э.) утверждал, что он своими глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине.

Буквы в тексте по своей форме — договор был вырезан на медной колонне — напоминали древнейшие греческие.

В 1900 г. на римском Форуме при раскопках был найден на месте легендарной гробницы Ромула так называемый «Чёрный камень», содержащий надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.).

Формы букв близки к греческим. Надпись почти не поддаётся дешифровке, в ней содержится, видимо, какое-то заклятие и встречается слово «царь» (гех).


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Древнейшим памятником латинской письменности, поддающимся дешифровке, является упомянутая выше пренестинская фибула.

К этому же времени относятся зачатки литературного творчества.

Памятники древнейшей народной поэзии, которая, конечно, существовала у римлян, как и у других народов, до нас не дошли.

Но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности.

Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против болезней, пожаров, града и т. п., предсказания о судьбе людей, написанные так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному стиху.

Для ранней римской религии был характерен примитивный политеизм. Каждый предмет и явление в представлении древних римлян имели своего духа, своё божество; так, например, было 43 бога детства: бог первого крика ребёнка, бог колыбели, бог первого шага и т. д.

Римская религия в ранний период не была антропоморфной, поэтому в Риме долгое время не существовало изображений богов. Они появляются позже под влиянием этрусской и греческой религий. Значительную роль играли родовые и семейные культы.

Хранителями семьи и дома считались добрые духи — пенаты и лары; души умерших предков также выступали как добрые божества — маны.

Обрядовая сторона римской религии разрабатывалась чрезвычайно детально, что привело к широкому развитию жречества и жреческих коллегий.

Древнейшими из них были: понтифики, имевшие верховный надзор за выполнением религиозных обрядов, авгуры и гаруспики — жрецы-гадатели по полёту птиц и внутренностям животных, весталки — жрицы богини Весты, хранительницы государственного и семейного очагов.

Жреческими коллегиями были также арвальские братья — коллегия жрецов богини Земли — и салии (скакуны) — жрецы древнейшего латинского бога Марса.

Одним из древнейших римских богов был также Янус, первоначально бог дверей, а затем бог всякого начала, предшественник Юпитера.

Весьма раннего происхождения так называемая капитолийская троица: Юпитер, Марс и Квирин, где Юпитер уже выступает как верховное божество, Марс — как бог весенней растительности, а затем как бог войны, Квирин же — как его двойник.

Под влиянием этрусков, а затем и греков римский пантеон расширяется, в нём появляются Юнона (Гера), Минерва (Афина), Сатурн (Кронос), а затем Церера (Деметра), Меркурий (Гермес), Аполлон и др.

Римский пантеон никогда не был замкнутым, римляне часто стремились «переманить» на свою сторону богов своих соседей и даже богов противников, с которыми они вели войны.

Постепенно под влиянием греческой религии происходит отожествление римского и греческого пантеонов и антропоморфизация римских богов.