Неудачи персов в войне с Грецией оказали большое влияние на внутреннее положение державы Ахеменидов.

С новой силой проявилось стремление крупнейших сатрапий — Вавилонии и Египта — сбросить с себя персидское владычество.

Сразу же после победы греков над персами при Марафоне в Египте вспыхнуло восстание, подавленное лишь через несколько лет преемником Дария I Ксерксом. При Дарии же произошло восстание и в Вавилоне.

Имеются сведения о новом восстании в Вавилоне при Ксерксе (484 г. до н. э.), которое было подавлено Багабухшей (Мегабизом), представителем одного из семи господствовавших в Персии знатных родов, тесно связанных с домом Ахеменидов.

Возможно, что после поражения персов при Саламине произошло ещё одно восстание вавилонян.

Вавилон, помимо своего экономического и политического значения, играл очень большую роль как религиозный и культурный центр.

Святилища Вавилона, в частности храм бога Мардука, чтились далеко за пределами Вавилона и создавали ему особое положение среди покорённых городов и областей.

Ксеркс решил уничтожить раз и навсегда значение Вавилона и пошёл на решительный шаг: он вывез статую Мардука, что влекло за собой прекращение основной культовой деятельности в этом храме, вокруг которого могли собираться недовольные элементы.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

С 479 г. до н. э. Ксеркс перестал титуловаться царём Вавилона, низведя, таким образом Вавилонию на положение рядовой сатрапии.

Религиозно-политический характер носили и другие меры, направленные против культов местных божеств, которым противопоставлялся культ общеиранского божества Ахурамазды. В Порсеполе была найдена надпись, в которой после списка стран, принадлежавших Персидской державе, от имени Ксеркса говорится:

«Когда я стал царём, среди тех стран, что перечислены выше, была такая, которая восстала. Затем Ахурамазда помог мне. По воле Ахурамазды такую страну я победил. ,, И среди этих стран была такая, где прежде поклонялись дэвам (злым духам. — Ред.) по воле Ахурамазды я разрушил основания храма дэвов и приказал: „Дэвам да не поклонятся. Там, где поклонялись дэвам, я поклонился Ахурамазде и небесной Арте. И было и другое, что делалось неправедно, это я исправил».

По-видимому, в этой надписи нашла отражение борьба Ксеркса за сохранение единства державы против сепаратизма родовой и жреческой аристократии отдельных племён. Уничтожение культа родовых божеств имело поэтому не столько религиозно-реформаторский, сколько политический характер.

Ксеркс правил до 465 г. до н. э., когда он и его старший сын были убиты заговорщиками-царедворцами.

Началась династическая борьба между другими его сыновьями, продолжавшаяся около трёх лет. Один из претендентов, Виштаспа, опирался, возможно, на Среднюю Азию и Восточный Иран; в 462 г. до н. э. он погиб в Бактрии, и Артаксеркс I (по-ирански Артахшапша), прозванный греками Длинноруким (Макрохейр), стал править всей державой, кроме отпавшего от неё Египта.

Восстание в Египте оказалось, благодаря деятельной поддержке со стороны Афин, затяжным и было настолько сильным, что привело к разгрому персов в битве при Папрсмисе. Повстанцы неудачно попытались осадить персов в мемфисской крепости, но были оттеснены в западную часть Дельты, где продолжали упорно держаться.

Ими руководили сначала Инар, а затем Амиртей. В конце концов в середине V в., когда во главе повстанцев стояли уже сыновья Инара и Амиртея, персам пришлось признать их права на полусамостоятельные владения в Нижнем Египте.

Нельзя забывать, что именно в Нижнем Египте была расселена основная часть египетских воинов.

Верхний Египет, где их было сравнительно мало, оставался, по всем данным, покорным персам.