Сами римляне определяли свою гражданскую общину термином civitas, под которым и следует понимать совокупность граждан, их объединение в общество и государство. Во всяком случае, именно такой смысл вкладывали в понятие civitas римские философы и юристы.

В эпоху ранней Римской республики складывается своеобразная идеология, характерная для замкнутой аграрной общины, в которой сохранялись пережитки родового строя. Римский писатель и крупнейший политический деятель Катон Старший, рассматривая земледелие как одну из гражданских доблестей, писал, что предки, «хваля доброго мужа, хвалили его как земледельца и сельского хозяина».

Но сельским хозяином и владельцем земли каждый римлянин становился только в силу того, что он являлся членом общины. Сознание этого было живо в римлянах раннереспубликанской эпохи и удивительно ярко отражено в своеобразной полисной морали.

Порядок и последовательность нравственных обязанностей римского гражданина были точно определены: сначала долг по отношению к общине, затем — к семье и родственникам и на последнем месте — забота о личном благе. Считалось, что только община в целом может даровать человеку отличия, честь, славу, только она является высшей инстанцией для признания его заслуг.

Поэтому деятельное участие в res pub) ica (общегосударственных делах) — необходимая и обязательная черта морального облика всякого «достойного гражданина».


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Но зато признавался авторитет лишь своей общины, почитались только «обычаи предков». Всё неримское, всё, заносимое извне, подвергалось самому решительному осуждению. Для идеологии раннереспубликанского общества характерны черты консерватизма, приверженность к традициям и вражда ко всяким новшествам.

Специфическим продуктом развития римского общества было право, деятельная разработка которого начинается в V—IV вв. Хотя первоначальные элементы этого права зародились ещё в царский период, но основные понятия были сформулированы в эпоху ранней республики. Отправным пунктом, видимо, служили законы XII таблиц, к которым постепенно присоединялись законы, принимаемые комициями. В дальнейшем в развитии римского права большую роль сыграли так называемые преторские эдикты, которые расширяли и исправляли действующие правовые нормы.

Раннереспубликанское право устанавливало и определяло возможные способы приобретения собственности. Основным способом была так называемая манципация — особый обряд вступления в собственность, выполнявшийся в присутствии свидетелей. Развитие отношений собственности привело также к созданию наследственного права.

Процесс судопроизводства носил чрезвычайно формальный характер. Всякий иск должен был основываться на определённом законе и выражаться в строго определённых формулировках. Малейшая ошибка в формулировке могла повлечь за собой проигрыш всего процесса. Эти процессуальные формулы предполагали участие в процессе жрецов-понтификов, которые, таким образом, были первыми римскими юристами и толкователями права.

К начальным векам республики относится и зарождение римской литературы. Устное народное творчество, включающее в себя зачатки эпической поэзии, лирики и драмы, несомненно, существовало в Риме с незапамятных времён, однако образцы его до нас дошли в столь скудных отрывках, что мы скорее догадываемся, чем знаем о его существовании. Это объясняется тем, что римляне в тот период, когда у них пробудились литературные интересы, находились под влиянием эллинистической культуры и римские писатели обращались не столько к памятникам народного творчества, сколько к греческим образцам и канонам.

К устному народному творчеству следует отнести религиозные гимны, застольные песни и похоронные песнопения. Зародышем римской драмы были шуточные стихи, часто непристойного характера, так называемые фесценнины, распевавшиеся во время народных празднеств поело жатвы и сбора винограда.

В начале IV в. в Риме, по свидетельству Тита Ливия, впервые появились этрусские танцоры, имевшие, видимо, большой успех. Их римские подражатели вскоре стали сочетать танец с диалогом. Дальнейший путь развития драматического искусства уже приводит к появлению «правильной» драмы по греческому образцу.

Что касается письменных памятников раннереспубликанского периода, то, как они ни скудны, они всё же свидетельствуют о некотором развитии римской поэзии и прозы. К таким памятникам должны быть прежде всего отнесены надгробные эпитафии (элогии), написанные старинным сатурническим стихом.

До нас дошло несколько таких эпитафий на гробнице Сципионов, древнейшая из которых относится к началу III в. Первым римским поэтом традиция считает Аппия Клавдия, знаменитого цензора, который к тому же впервые начал литературно обрабатывать и издавать свои речи.

Образцом ранней римской прозы были так называемые анналы, т. е. погодная летопись, которая велась главными понтификами. О методе составления этих летописей Цицерон сообщает следующее: «...главный понтифик записывал все события каждого года и, записавши их на белой доске, выставлял её у своего дома с той целью, чтобы народ имел возможность ознакомиться с этими событиями».

Образцы этой летописи до нас не дошли, но, по свидетельству самих древних, записи велись весьма примитивно: отмечались начало и конец войны, триумфы полководцев, заключение договоров и всякие стихийные бедствия (неурожай, наводнения и т. п.).

Хотя древние неоднократно жаловались на сухость анналов, но они, несомненно, легли в основу развития древнеримской историографии. В дальнейшем один из понтификов — Публий Муций Сцевола собрал и опубликовал их под названием «Великие анналы».