Колонны парадного зала дворца Ксеркса в Персеполе. Первая половина V в. до н.э.

Колонны парадного зала дворца Ксеркса в Персеполе. Первая половина V в. до н.э.

Монументальная скульптура в виде рельефов, украшающих здания и иные сооружения (дворцы в Пасаргадах, в Персеполе и Сузах, гробницы в Накш-и Рустеме), или существующая как самостоятельный памятник (рельефы и надписи на Бехистунской скале) является вместе с архитектурой наиболее ярким выражением ахеменидского искусства.

Ритм рядов фигур воинов или данников, сочетающийся с ритмом самого архитектурного «сооружения, подчеркивает монументальность, величественность, церемониальность этого искусства.

В скульптуре особенно ясно видно, сколь многим обязано ахеменидское искусство Двуречью.

Не только трактовка человеческой фигуры, технические приёмы, но и отдельные образы (крылатые быки у входа) могут быть объяснены только сильным влиянием искусства Вавилонии и Ассирии.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Круглой монументальной скульптуры ахеменидское искусство, вероятно, не знало, однако греческие писатели сообщают нам о том, что в резиденциях персидских царей были статуи работы греческих мастеров.

Здания украшались не только каменными рельефами, но и цветными изразцами, дошедшими до нас, а также и росписью, золотыми орнаментальными деталями, резьбой по дереву, инкрустацией из слоновой кости.

Лучники персидской гвардии. Фриз из дворца Артаксеркса II в Сузах. IV в. до н.э. Глазурованные кирпичи.

Лучники персидской гвардии. Фриз из дворца Артаксеркса II в Сузах. IV в. до н.э. Глазурованные кирпичи.

Художественное ремесло было высоко развито в державе Ахеменидов.

Дошедшие до нас памятники — сосуды, украшения, мелкая пластика, главным образов из драгоценных металлов,— красноречиво говорят об этом.

В художественном ремесле ахеменидского времени мы видим переплетение уже несколько иных элементов, чем в официальной и торжественной архитектуре и монументальной скульптуре.

Хотя несомненно, что ремесло, особенно имевшее материалом драгоценные металлы, обслуживало, главным образом, верхушку господствующего класса, всё же в нем проявлялись такие стороны художественного мировоззрения мастера, которые не могли найти отражения в строго каноничных памятниках придворного искусства.

Так, в памятниках художественного ремесла мы часто видим элементы своеобразного особенно в трактовке животных.

Необходимо также отметить, что наряду с чертами собственно иранскими, вавилонскими и греческими, отчасти и египетскими, для многих памятников ахеменидского периода характерны черты, связывающие их с искусством кочевников Азии и Восточной Европы, условно называемым «скифским».

Как памятники искусства должны рассматриваться и печати, обычно цилиндрические, оттиски которых ставились вместо подписи на деловых документах и письмах.

Эти печати тесным образом связаны с аналогичными вавилоно-ассирийскими как по своему назначению, так и по технике и художественным приёмам изготовления.