Капитолийская волчица - эмблема города Рима. Скульптура этрусской работы. Бронза.

Капитолийская волчица — эмблема города Рима. Скульптура этрусской работы. Бронза.

Проблема источников по древнейшей истории Рима чрезвычайно сложна.

Эпиграфические памятники, современные ранней эпохе, очень скудны, притом древнейший из них — надпись на золотой пряжке (так называемая пренестинская фибула) датируется не раньше, чем 600 г. до и. э.

Труды же римских историков и писателей относятся к сравнительно позднему времени (в основном не ранее I в. до н. э.), которое отделено от событий ранней римской истории многими веками. Правда, поздние писатели, у которых мы черпаем наши знания о первоначальной истории Рима, опирались, в свою очередь, на свидетельства более древних авторов, так называемых анналистов.

Но сами анналисты, даже наиболее ранние из них, как, например, первый римский историк —сенатор Фабий Пиктор.{конец III в. до н. э.), тоже не были современниками событий начальной истории Рима.

К тому же, используя материалы семейных хроник знатных римских родов, предания и легенды, анналисты часто включали в свои труды очень недостоверный, а иногда и сознательно искажённый в угоду представителям того или иного римского рода материал.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Таким образом, литературная традиция, которая повествует нам о событиях древнейшей римской истории, требует к себе осторожного и критического отношения.

Лингвистические данные служат прежде всего для выяснения этнического состава населения древнейшей, «доримской» Италии.

На основании этих данных римляне, как и латины в целом, должны быть отнесены к племенам особой латинско-фалискской языковой группы, которую некоторые современные филологи резко отличают от другой крупнейшей группы италийских языков (оскско-умбрской).

Наиболее достоверные сведения по древнейшей истории Рима даёт материал археологических раскопок.

В свете археологических данных становится ясно, что основание города не было делом рук одного «основателя», как об этом сообщает литературная традиция.

Город возникал постепенно, путём объединения и слияния отдельных общин.

Стратиграфическими раскопками последних лет установлено, что в VIII в. дон. э. в Лации, на холмах Палатине, Эсквилине, Целии и Квиринале появилась группа примитивных поселений.

Они были ещё изолированы друг от друга; болотистые земли между холмами оставались незаселёнными.

Примерно к середине VII в. до н. э. население первоначальных посёлков стало занимать склоны холмов и долины между ними, где впоследствии возникает римский Форум.

Заселение этих территорий тоже ещё нельзя считать временем возникновения города как такового.

В этот период происходит лишь укрепление связей между общинами, а может быть, и объединение некоторых из них.

Возникновение римского Форума, уже как центра экономической и политической жизни, на основании новых раскопок относят к первой четверти VI в. до н. э.

Примерно в это же время происходит превращение Капитолия, который был ещё, видимо, незаселённым холмом, в крепость нового города.

Таким образом, возникновений Рима археологи склонны датировать началом VI в. до н. э.

Происхождение названия города неизвестно.

В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, а также доказывалось его этрусское происхождение, но всё это покалишь недостаточно обоснованные гипотезы и догадки.