Каменная статуя Будды из Анурадхапуры (Цейлон). Ill — IV вв. н. в.


Каменная статуя Будды из Анурадхапуры (Цейлон).
III — IV вв. н. в.

Северная часть Цейлона неоднократно подвергалась вторжениям из Южной Индии.

Крупнейшее из них произошло в середине II в. до н. э., когда тамилы из Чола захватив Анурадхапуру, а на престоле Пихити воцарился тамил Елара.

Но царь Рухуны Дутугамуну (101—77) изгнал тамилов и на время распространил свою власть на весь Цейлон.

Около 29 г. до н. э. произошло нашествие тамилов из государства Пандья.

Они были изгнаны только 14 лет спустя.

Вследствие укрепления в дальнейшей государственной власти и упрочения внутреннего положения Цейлон более четырёх с половиной веков не подвергался крупным нашествиям из Индия.

Отдельные нападения носили характер грабительских набегов. Цейлонцы сами также предпринимали набеги наЮжную Индию, грабя побережье и приводя оттуда рабов.

Основным занятием населения было земледелие.

В первые века нашей эры на севере и юге Цейлона была сооружена весьма развитая система искусственного орошения.

О высоком уровне инженерного искусства древних цейлонцев свидетельствует то, что многие водохранилища и каналы (например, водохранилище Миннерия с водным зеркалом в 18 кв. км) используются и в настоящее время.

Значительного развития на Цейлоне достигли горное дело, добыча жемчуга и ремесло.

Ещё в первые века нашей эры в Индию, а через Индию в Европу вывозились с Цейлона жемчуг, бериллы, сапфиры, хлопчатобумажные ткани и изделия из черепаховой кости.

В значительных количествах добывалось золото.

Внутренняя торговля едва ли была развитой, так как собственной монеты, по-видимому, не существовало.

Основой экономической и общественной структуры, как и в древней Индии, была община с очень широкими автономными правами.

Власть царя ещё не стала вполне деспотической и была ограничена собраниями знати.

В царском роде престол переходил не к сыну, а к старшему в роде, что способствовало возникновению кровавых междоусобиц, бывших в государствах древнего Цейлона довольно частым явлением.

Большим влиянием пользовались буддийские монастыри, богатевшие от щедрых дарений со стороны царей и от эксплуатации закрепощаемых свободных общинников.

Усиление эксплуатации свободных общинников вызывало неоднократно народные восстания (например, около 40 г. до н. э. в Анурадхапуре), часто совпадавшие с междоусобицами правящего класса.

Тем не менее в первые века нашей эры государства Цейлона были уже прочными и сильными, а местные правители решительно сопротивлялись всяким попыткам южноиндийских царей подчинить их.

Отражением стремления к полной независимости было, в частности, сохранение на Цейлоне буддизма в его ранней форме (хинаяна) и решительное противодействие распространению буддизма в форме махаяны.