Неудачи во внешней политике отразились на внутреннем состоянии царства Селевкидов.

Лишённые возможности поправить свои дела за счёт Египта, Селевкиды усиливают эксплуатацию подвластных им территорий.

Вспыхнувшая в ответ на это борьба местного населения против власти Селевкидов приняла особенно острые формы в Иудее.

Власть в Иудее принадлежала сгруппировавшейся вокруг храма Яхве жреческой аристократии — богатейшим землевладельцам и рабовладельцам.

Часть этой знати — эллинисты,— принимавшая участие во внешней торговле, была заинтересована в более прочных связях Иудеи с Селевкидами.

При их поддержке эллинисты захватили в свои руки власть в Иудее.

Воспринимая греческие обычаи и навязывая их населению, они одновременно расширяли свою торгово-ростовщическую деятельность.

Внедрение товарно-денежных отношений в хозяйство Иудеи, сопровождавшееся повышением податей, ухудшило положение народных масс.

Нарушение древних обычаев и традиций ещё более обостряло глухое недовольство народа.

В 171 г. в Иерусалиме в ответ на попытку местных властей конфисковать храмовую казну для уплаты подати царю вспыхнуло стихийное восстание.


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">


style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Антиох IV, возвращавшийся из похода в Египет, подверг город разгрому.

После навязанного римлянами мира с Египтом Антиох вновь предпринял поход в Иудею отчасти с целью пополнить царскую казну, отчасти с целью окончательного подчинения Иудеи.

Войска Антиоха разграбили храм Яхве и весь Иерусалим; более 10 тыс. его жителей было обращено в рабство.

В Иерусалиме Антиох построил крепость Акру и поставил там гарнизон. Власть была закреплена за эллинистами, иудейская религия запрещена, и введён культ греческих богов.

Для наблюдения за выполнением греческих обрядов были назначены специальные чиновники.

Эти мероприятия вызвали возмущение иудейского народа. В 167 г. в Иудее началось новое восстание, переросшее в народную войну против господства Селевкидов.

Это движение возглавил сын местного жреца Иуда из рода Хасмонеев, прозванный Маккавеем — «Молотом» (имя это перешло и на его преемников).

В конце правления Антиоха IV, когда основные военные силы были уведены нм на восток, иудейские повстанцы разбили высланные против них отряды.

В 164 г. они взяли Иерусалим и осадили сирийский гарнизон в Акре.

Иуда Маккавей присвоил себе сан верховного жреца и провёл некоторые реформы: распределил жреческие должности независимо от знатности рода, конфисковал имущество эллинистов и, по-видимому, предпринял какие-то меры для улучшения положения крестьян.

Но при преемниках Антиоха IV Иудея подверглась новому разгрому.

Иуда Маккавей был убит в одном из сражений (160 г.), в иудейские города опять были введены сирийские гарнизоны.

Однако борьба иудеев не прекратилась.